пятница, 27 декабря 2013 г.

"Безумный день, или Женитьба Фигаро"

     
Фото с сайта sergeybezrukov.ru
     Комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро» впервые была поставлена аж в 1748 году на сцене театра французской комедии «Комеди Франсез». Как известно, Пьер Бомарше написал целую трилогию («Сивильский цирюльник», «Безумный день…» и «Преступная мать»), где именно «Женитьба Фигаро» - самая хлесткая и злободневная. Не случайно ещё при авторском чтении пьесы в Версале король Людовик XVI выразил свое недовольство и запретил постановку. А весь Париж уже цитировал остроты Фигаро, его резкие выпады в адрес власти.

    С виду сюжет довольно прост. Всё в рамках классицизма: единство места, времени и действия. Все события происходят в течение одного дня в усадьбе графа и закручиваются вокруг Фигаро. Перед нами  столкновение бывшего цирюльника со своим другом-хозяином графом Альмавивой. Борясь за счастливый брак с Сюзанной (горничной жены графа Розины), Фигаро демонстрирует недюжинные находчивость и смелость. В финале ему удается не только победить в борьбе за невесту, но и помирить графа и графиню, да ещё и найти настоящих родителей! Слуга оказался благороднее господина, считавшего, что ему всё позволено просто из-за высокого положения!

   Но как бы ни  был остер политический пафос, для нас, зрителей, это всё-таки комедия-водевиль со словами «Фигаро здесь, Фигаро там!» и интересной любовной коллизией. Этому представлению соответствует известнейшая постановка Валентина Плучека в Театре Сатиры с гениальными Андреем Мироновым (Фигаро)  и Александром Ширвиндтом (Альмавива) в главных ролях. Телеверсию этого спектакля выпустили в 1974 году и показывают до сих пор, что не может не радовать, так как мы, кто не успел увидеть это воочию, можем хоть и в записи, но насладиться прекрасной классической игрой великих актеров.

   В наши же дни, в 2006 году к этой пьесе обратился эксцентричный Кирилл Серебренников, поставив «Фигаро. События одного дня» в качестве первого проекта Театральной компании Евгения Миронова (сейчас включен в репертуар Театра наций). Это получилась новая версия с переводом самого режиссера и песнями Сержа Генсбура. В роли Фигаро - прекрасный Евгений Миронов, Сюзанна - Юлия Пересильд, а Марселина- Лия Ахеджакова. Отзывы критиков были, мягко говоря, не очень положительными (статьи назывались «Полукислый Бомарше», «А фиг Вам Фигаро!», «Типо Фигаро» и т.д). Я смотрела спектакль и тоже нашла много лишнего в желании сделать постановку актуальной и современной: Керубино не хочет идти служить в современную армию, судья Бэзил-трансвестит, слова «блин», «типо», «брателло», «кайфуем» постоянно звучат со сцены... И как-то теряется обаяние самой комедии за всем этим сленгом, раздеваниями, пошловатыми шутками. Всё-таки произведение-то эпохи Просвещения! Но об этом спектакле говорить особо не хочется, так как играет там один из моих любимых актеров (Евгений Миронов) и играет всё равно замечательно! Сложно критиковать.
      
Фото с сайта sergeybezrukov.ru
И вот в мае 2009 года в рамках фестиваля «Черешневый лес» Театр под руководством Олега Табакова тоже показал нам  «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» в постановке Константина Богомолова. В главных ролях звезды: Сергей Безруков (Фигаро), Олег Табаков (граф), Марина Зудина (графиня), Ирина Пегова (Сюзанна). И вот этот «Фигаро»- уже не водевиль, не фарс и не любовная комедия.



    Здесь режиссер сильно драматизировал сюжет, что особенно ярко видно на образе главного героя. Сергей Безруков играет серьезного человека, за плечами которого непростая жизнь в бедности и сиротстве. Он в 30 лет уже «давно усталый раб» и чем-то напоминает нам Гамлета. Герой способен на глубокие переживания, на серьезные монологи, а не только на уловки и хитрости веселого слуги (и именно в доказательство этого монологи Фигаро не стали вообще сокращать). Здесь реактивен Фигаро не в беготне, а в быстроте соображения, находчивости и умении рассуждать здраво. Он кем только не работал, сидел в тюрьме, жил среди разбойников и даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Фото с сайта sergeybezrukov.ru
    И понятно, что Фигаро был несказанно рад наконец-то обрести друга в лице графа Альмавивы (они часто сидят на ступеньках дворца, пьют вино и беседуют о жизни). И сразу же видна ещё одна трагедия. Получается, что предал  не просто господин слугу, а именно друг своего друга!

   Фигаро на наших глазах за один безумный день чуть не лишился возлюбленной, дружбы и расположения графа и графини, спас жизнь пажа Керубино, нашел родителей и узнал свое истинное происхождение! Это очень напряженная история, а не просто легкий, как «бутылка шампанского», водевиль, как бы доказывает нам режиссер. И с этим трудно не согласиться, особенно, видя настоящие слезы в глазах актера Сергея Безрукова в ряде трагических монологов!

  
Фото с сайта sergeybezrukov.ru
      С точки зрения внешнего оформления спектакль очень приятно смотреть. Реквизит, костюмы, декорации подлинные. Вся атмосфера на сцене как бы отсылает нас к традиционному классическому театру, где сохранено то время, которое и описывал автор пьесы. А это сейчас такая редкость! Модно переносить действие в наши дни, оставлять современную одежду на героях. Но это далеко не всегда к лучшему меняет постановку. Настоящие произведения сами по себе всегда актуальны за счет поднятых тем, а не только за счет обстановки.

    Из-за громоздких и сложных декораций спектакль не идет на маленькой сцене самой «Табакерки», а, как правило, его показывают на сцене МХТ им. Чехова. Здесь мы видим большой дворец графа Альмавива со старинной мебелью, красивыми коврами, лепниной и цветами. От дворца вниз идет высокая лестница, на которой и происходит множество важных сцен и объяснений героев (только Олегу Табакову иногда очень тяжело на неё взбираться, но этого можно и не замечать). Во дворе пруд с настоящей водой, где плавают лебеди, и дорожка из реальных камней.
    Я прочитала, что Сергей Безруков для роли Фигаро даже брал специальные уроки парикмахерского мастерства, чтобы его цирюльник выглядел правдоподобнее (учился брить опасной бритвой того времени, отхватывать пряди волос как можно короче, чтоб под париком не заводились вши).

     Иногда, правда, монологи героя слишком затягиваются, как и монологи графа. Это создает некоторую напряженность и усложняет восприятие. Герой чаще плачет, а не смеется, но Богомолов как раз хотел сместить привычные акценты (сцена попытки самоубийства с веревкой и камнем на шее, например). Фигаро хочет семью, тихую жизнь без суеты и авантюр. А граф, наоборот, устал от этой тихой семейной жизни. И вспомнил про право первой ночи. А тут еще большой долг, который никак не может отдать Фигаро Марселине… Как тут не огорчаться? Но возлюбленная и графиня идут навстречу и решают вместе проучить графа. В результате конец счастливый, но достигнутый через  возрождение у героя чувства собственного достоинства и противостояние графскому самолюбию…

Оля-ля.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий