суббота, 28 декабря 2013 г.

"Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)"

С трудом мы достали билеты на этот спектакль, буквально, последние два купили. В театре были заняты абсолютно все места, даже откидные. Не могу утверждать, что так всегда, но судя по разговорам билетеров, «Пролетая над гнездом кукушки» непременно собирает полный зал каждый раз.  

Премьера спектакля состоялась ровно 8 лет назад, 27 декабря 2005 года. Постановка является, как это определяют авторы, фантазией по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом».
Фото с сайта www.lenkom.ru

В спектакле занята целая россыпь звезд Ленкома. Даже трудно определить, на какой состав хотелось бы попасть. Так получилось, что я смотрела эту постановку с Александром Лазаревым в качестве исполнителя главной роли. 



И хотя программка изобилует знаменитыми фамилиями, с которыми уже существуют стойкие ассоциации, поражает, насколько быстро действие захватывает, заставляя видеть на сцене именно персонажей, а не актеров. Например, когда вышел Андрей Леонов (Чезвик) по залу прокатился шепот на тему «Папиных дочек», но выходили все под таким впечатлением от увиденного, что, кажется, ассоциации у многих поменялись.

Перед походом в театр я переживала, знаменитый роман Кизи, который положен в основу постановки, является одним из моих любимых литературных произведений. Мне казалось, что я не смогу абстрагироваться, и спектакль покажется мне в тысячу раз слабее книги. Но этого не произошло. Наоборот, я поражалась, насколько точно постановка выразила мое собственное понимание основных идей романа, хотя, конечно, это не пересказ! Спектакль является самоценным художественным произведением, которое оставило у меня очень яркие впечатления.
Фото с сайта www.lenkom.ru

Действие романа и спектакля происходит в психиатрической клинике, куда главный герой попадает из тюрьмы. Здесь он встречает много разных интересных личностей, узнает их истории, но главное, начинает бороться с устоявшимся режимом больницы. Почему, как и что из этого вышло, мы и узнаем, посмотрев спектакль. В целом, тема определения «нормальности» в обществе все-таки не дает мне покоя (см. также отзыв на «Горбунов и Горчаков»). Сцена, где герои рассказывают, как они оказались в больнице по собственной воле (!), меня поразила. Но, конечно, я не буду пересказывать вам сюжет или навязывать свое видение главных идей. У всех оно будет индивидуально. Кстати, очень интересный факт: знаю людей, которые совершенно не понимали и не принимали Кизи, сходили на «Пролетая над гнездом кукушки», перечитали после этого роман и отнеслись к нему уже иначе.

На мой вкус, в этом спектакле прекрасно было все: сюжет, диалоги, декорации, свет, музыка и Актеры. Именно с большой буквы. Каждый персонаж был настолько ярким, живым, настоящим. Запомнились даже те, у кого была всего пара реплик. Теперь я поняла, почему многие произносят «Ленком» с придыханием!

Фото с сайта www.lenkom.ru
Спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» затрагивает серьезные сложные темы, часто лишь поднимая вопросы, оставляя зрителям возможность подумать над ответами. При этом не остается тягостного чувства. Правильно говорят, что в зрительный зал мы входим одними людьми, а выходим другими. Первое, что я почувствовала – это обновление. Иногда рутина настолько оттягивает на себя все мыслительные процессы, что, кажется, какие-то извилины мозга и, самое неприятное, некоторые частички души атрофируются. Здесь же возникает чувство, что клетки, к которым не то, что кислород, а уже даже сама кровь не доходила, вдруг оживают. Для меня это, наверное, и есть тот момент, когда искусство действительно «трогает», когда ты не можешь остаться на некотором режиме «автопилота», работающего с минимальными потерями нервных клеток, когда хочется сопереживать, волноваться, замирать в ожидании развязки…

Мне очень понравилось, я старалась быть менее эмоциональной, но получилось это не слишком хорошо, может, я плохо старалась, не знаю, а может, просто я не смогла бы написать про этот спектакль по-другому…

Всем интересных спектаклей, фильмов и книг,

Вера. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий