вторник, 24 декабря 2013 г.

"Горбунов и Горчаков"

Фото с сайта sovremennik.ru
О посещении этого спектакля впервые я задумалась в год премьеры (2011). Меня очень заинтересовал сюжет, я даже не обратила особого внимания на актеров, занятых в постановке. Но по каким-то причинам посещение «Современника» откладывалось, периодически я вспоминала про спектакль, и постепенно интерес к игре Никиты Ефремова и Артура Смольянинова уравновесил интерес к самой теме. Когда совсем недавно я все-таки попала на «Горбунова и Горчакова», то даже не могу сказать, чего я ждала больше – увидеть, как именно этот сюжет воплощен на сцене, или увидеть, как его воплощают именно эти актеры.

Спектакль является постановкой одноименной поэмы Иосифа Бродского. Текст не самый простой, лично для меня. Вся поэма написана от первого лица. Действие разворачивается в психиатрической больнице. Сюжет оставляет поле для возможных интерпретаций. Я отношусь к тем, кто считает, что мы видим драму одного человека с раздвоением личности.

Фото с сайта sovremennik.ru


Спектакль идет на Другой сцене «Современника», поэтому, на каком бы ряду ни располагались ваши места, все равно создается полный эффект присутствия. Отлично видна богатая и живая мимика актеров. Впечатление причастности к происходящему на сцене достигается также благодаря декорациям. Мы как будто пребываем в одной больничной палате с героями, а не видим ее со стороны. В целом, декорации, звуковое и световое сопровождение спектакля очень продуманны, и для меня как зрителя выглядели органично, помогая создать атмосферу, в которой разворачивается сюжет.

Фото с сайта sovremennik.ru
Игра актеров в этом спектакле меня действительно поразила: никогда я не видела, чтобы люди так читали стихотворный текст. Никаких наигранных гипертрофированных эмоций. В какой-то момент вообще мозг отключается от того, что герои говорят словами поэмы. Магическим образом текст Иосифа Бродского, который я не могла долго прочесть сама, оказался для меня настолько близким и понятным, но самое главное – прочувствованным. Думаю, что тандем Никиты и Артура оказался настоящим открытием для многих, для меня – точно. Они научились так сосуществовать в поле этого сюжета, что буквально ловят дыхание друг друга, один начинает фразу, а другой подхватывает на лету. То же самое и с эмоциями: как будто Горбунов (Ефремов) только собрался почувствовать что-то, а на лице Горчакова (Смольянинова) это уже отразилось.

Постановка идет 1 час 45 минут без антракта. Спектакль не самый длинный, но он или держит в напряжении, или заставляет скучать. Ни то, ни другое долго терпеть невозможно. Я отношусь к первой категории: меня сюжет захватил, я потом еще долго думала над увиденным. Не буду пересказывать содержание, только один вывод, который я сделала именно благодаря спектаклю (оригинальный текст поэмы, я каюсь, сама так и не осилила): норма для общества – это цинизм и материализм, ранимых мечтателей и романтиков ждут в дурдоме с постоянной пропиской, и только убив в себе человека, нетривиально воспринимающего окружающий мир, можно снова претендовать на гордое звание полноценного члена социума. После спектакля стало немного грустно, но мне понравилось: было, чему сопереживать, есть, о чем подумать.

Фото с сайта sovremennik.ru

Однако были и те, кто скучал, кто понял спектакль совсем по-другому, для кого он закончился ничем… По моему мнению, это тоже плюс в копилку постановки. Я с настороженностью отношусь к тому, от чего абсолютно все остаются в восторге: можно пройтись по верхам, угодив каждому, но, в итоге, не сказать ничего, а можно углубиться в одну тему, но она точно не будет интересна абсолютно всем. Это, конечно, только мое мнение.

Всем интересных спектаклей, фильмов и книг,

Вера. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий