вторник, 17 декабря 2013 г.

"Пушкин"

Сергей Безруков в роли Александра Пушкина. Фото автора
     Сегодня я решила разбить стереотипы и написать не про Театр Виктюка, не про Дмитрия Бозина, не про Данилу Козловского. А про кого же? Про того актера, который и привил мне любовь к театру в далеком 2002 году, когда я впервые увидела спектакль «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» на сцене Театра Ермоловой.  Об этом озарении я уже писала в разделе о себе. Да, это Сергей Безруков.

    За его творчеством я слежу давно и пристально. Смотрела все спектакли с его участием, которые успела застать с 2002 года («Старый квартал», «Псих», «Признание авантюриста Феликса Круля», «Священный огонь», «Амадей», «Искушение», «Ведьма», «На всякого мудреца довольно простоты», «Сирано де Бержерак», «Похождение», «Женитьба Фигаро»), изучила его фильмографию.  Многие из перечисленных  постановок уже канули в Лету, но я их помню и люблю. Помню, как я фанатела от спектаклей «Псих» и «Феликс Круль» (режиссер Андрей Житинкин), смотрела их много раз в знаменитой Табакерке. Недавно, кстати, Олег Павлович Табаков возродил «Феликса Круля» с новым молодым актером в главной роли. Но я не смогу это воспринять, как и мой младший брат, очень любивший эту вещь. Безумно нравился мне «Амадей», который шёл во МХТ им.Чехова. Там Безруков играл Моцарта, а Табаков - Сальери. Прекрасный был дуэт!!! «Ведьму» нынче переименовали в «Страсти по Емельяну» и относят к Театру Сергея Безрукова. Тоже сильная, серьёзная и душевная постановка, где Безруков сам поет  несколько псалмов, играя дьякона в сельской церквушке.

    Но про все спектакли не уместить в одном отзыве. Поэтому сегодня решила написать о спектакле «Пушкин». Он поставлен Сергеем Безруковым как режиссером по одноименной пьесе его отца Виталия Сергеевича (разумеется, поэта блестяще играет сам Сергей). Когда-то давно я несколько раз смотрела постановку на сцене Театра Ермоловой (шла с 2002 по 2010). Тогда название было «Александр Пушкин», но в целом содержание было почти таким же. Потом на год спектакль исчез с афиш, но Сергей Безруков обещал, что обязательно возродит его. И вот премьера обновленной версии прошла 1 июня 2011 года. Разумеется, я не смогла пропустить это событие.

Фото: Лена Глайзерман

    Постановка  позволяет нам проследить судьбу великого поэта, начиная от ссылки в Михайловском (1825 год) и до дня трагической дуэли с Дантесом на Черной речке (1837год).

    «Хочется, чтобы зритель на нашем спектакле еще раз пережил смерть Пушкина, ощутил утрату.  Когда переживаешь утрату человека со слезами на глазах — приближаешь его к себе. И Пушкин становится не запыленным томиком стихов, не «двойкой» по школьному сочинению, не памятником, а живым и близким человеком, за которого переживаешь»,- говорит Сергей Безруков, объясняя, почему снова решил «оживить» для нас образ поэта.

     И что же Вы думаете? Конечно, ему это удалось! И пусть многие иронизируют, что Безруков только и играет великих людей (Пушкин, Есенин, Высоцкий), дошел уже до образа Бога (Иешуа в «Мастере и Маргарите»), да ещё постоянно воспевает русские берёзы, я скажу, что всё это он делает с огромной самоотдачей, искренне и самобытно. Мне приятно смотреть его игру на сцене (раз сейчас говорю о театре, то кино затрагивать не буду, там однозначно сказать свое мнение про все роли сложно), я всегда верю и сопереживаю его героям.

    
Фото: Лена Глайзерман
Итак, вернемся к «Пушкину». Чем же новый вариант спектакля отличается от увиденного мною ранее?  Сменились декорации. Но это не самое главное. А прежде всего отличие в том, что Сергей специально добавил в обновленную постановку киноэпизоды, отснятые именно для этой цели. На сцене установлен большой экран, на котором и начинается развитие действия. Первая сцена  показывает нам приезд друга-лицеиста Пущина к ссыльному поэту в Михайловское. Настоящая русская зима, ночь, поэт в длинной ночной рубашке с фонарем в руках спешит навстречу другу! И сразу же ощущение, что ты попал  в кино. Снято всё ярко и живо, а потом так же непринужденно герои будто бы прямо с экрана сходят на сцену и продолжают играть перед нами уже вживую. И тут мы видим на сцене всем известный образ няни поэта, знаменитой Арины Родионовны. Но она здесь не просто «бабушка божий одуванчик», а настоящая хулиганка, поющая матерные частушки и выпивающая вместе с воспитанником и его другом «на брудершафт». Очень забавная сцена с песнями под гитару, с душевными беседами и даже с обсуждением политической ситуации (канун знаменитого восстания декабристов) и чтением запрещенной тогда комедии Грибоедова «Горе от ума». Живое и не затянутое начало - это уже залог хорошего спектакля для меня.

     Позже снова идет «внимание на экран», где нам показывают такой важнейший в жизни Пушкина момент, как венчание с Натали Гончаровой. Снято всё очень достоверно, снова ощущение, что мы проникли в храм и присутствуем на этом знаменательном событии лично, стоим в полумраке и чувствуем запах ладана и треск свечного пламени.

    И самым ярко отснятым эпизодом я бы назвала  сцену дуэли поэта с кавалергардом Дантесом. Снова зимний пейзаж, речка и  этот роковой выстрел в Александра Пушкина. Сколько страдания и боли видим мы на лице поэта, каким несправедливым кажется такой ужасный финал! И этим как раз цель-то и достигнута! Зрители воспринимают гибель поэта не просто как всем известный факт его биографии, а как нечто роковое и трагическое. За почти 4 часа спектакля мы так сроднились с Александром Сергеевичем, что не хотим верить в неизбежность развязки. Только что Он признавался в любви своей супруге, играл с детьми, делился планами на будущее, и вдруг всё обрывается одним выстрелом…

    
Фото: Лена Глайзерман
Сцены сменяются одна другой, зрители с напряжением следят за этим. И знакомая с детства биография Александра Сергеевича Пушкина оживает перед нами. Он дружит, поет песни, смеется, шутит, дерзит, любит, грустит, плачет, ревнует…И даже школьники, сидящие в зале, с интересом смотрят на сцену, забывая, что это автор таких набивших оскомину хрестоматийных строк, как «Буря мглою небо кроет…» И это прекрасно! Ведь биография поэта напрямую связана с его творчеством. Не поняв его как человека, нельзя, как мне кажется, понять его как поэта.

     Я бы реально советовала смотреть этот спектакль людям абсолютно разного возраста: от старшеклассников до пожилых пар. Каждый найдет в нем что-то для себя, сможет по-новому взглянуть на образ Александра Пушкина, вспомнить какие-то факты из биографии, узнать что-то новое (так как пьеса основана на исторических документах), просто насладиться отличной игрой актеров и интересным сюжетом, послушать прекрасные стихотворные строки, знакомые с детства.

     Кстати, когда Сергей Безруков начинает читать стихотворения поэта, то у меня лично складывается ощущение, что  я где-то в литературном салоне того времени на вечере самого Александра Сергеевича Пушкина. Его голос мы, конечно, никогда не слышали и не услышим, но та душевность и проникновенность, которую вкладывает  в голос сам актер, полностью переносит меня в тот далекий век. Я постоянно ловлю себя на мысли, что  хотела бы, чтоб это звучало именно так.

    К примеру, стихотворение «Талисман» Сергей Безруков читает в полумраке сцены со свечой в руке, его почти не видно, и мы слышим именно голос. Происходит какая-то магия. Образы и картины, описанные в лирическом произведении, оживают в воображении, хочется слушать ещё и ещё…

    Но стихотворные моменты четко дозированы, чтобы спектакль не перешел в поэтический вечер. Лирика – это то, что помогает нам глубже понять те или иные моменты в жизни Пушкина, а не то, что полностью заполняет время постановки. И именно этот прием помогает сделать образ поэта живой, а не риторической фигурой. Он читает стихи как бы мимоходом, то посвящая любимому другу в честь его приезда, то возмущаясь поступками царедворцев, то полностью поглощенный своими чувствами к Натали, то ощущая какие-то тревожные предчувствия.

   В общем, долго я могу говорить об этом спектакле. Но лучше, как известно, «один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, если Вы не равнодушны к поэзии, если Вам интересно просто посмотреть хороший спектакль с настоящими классическими декорациями и если Вам не безразлично творчество талантливого Сергея Безрукова, то Вам сюда!

Фото: Лена Глайзерман
P.S.  Это один из любимейших спектаклей моего младшего брата. Ему давно уже интересно творчество Сергея Безрукова (вместе с ним мы смотрели знаменитую «Бригаду», как сейчас помню). Не скажу, что он у меня заядлый театрал, а ведь спектакль довольно длинный (почти 4 часа с антрактом) и тяжелый! И, тем не менее, ему нравится. Он готов даже посмотреть его снова, хотя обычно не поощряет мои хождения на одни и те же постановки по несколько раз.

    Теперь этот спектакль относится к Театру Сергея Безрукова, а идет в Московском Губернском театре (Московский Областной Дом Искусств «Кузьминки»), художественным руководителем которого в этом году был назначен Сергей Витальевич. 

        И ещё один интересный факт об этом спектакле. 6 сентября 2013 года состоялась премьера "Пушкина" с тифлокомментированием. Благодаря этой технологии незрячие люди смогли "посмотреть" постановку также как и обычные люди. «В специально оборудованной кабинке сидел комментатор и рассказывал о том, что происходит на сцене», - рассказал сам Сергей Безруков. Доподлинно известно, что супруга актера Ирина Безрукова сама закончила курсы тифлокомментаторов и лично готовила специальную «озвучку» для «Пушкина».  Пока спектакль с такими возможностями только один, но в дальнейшем их количество в этом театре будет расти.

Оля-ля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий