пятница, 20 декабря 2013 г.

"Хулиган. Исповедь"

Фото с сайта sergeybezrukov.ru. "Хулиган. Исповедь"
     
   Я думаю, многим известно, что Сергей Безруков не раз обращался в своих работах к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина.

Фото с сайта sergeybezrukov.ru.
"Жизнь моя, иль ты приснилась мне"
    Впервые на моей памяти он воплотил этот образ на сцене Театра Ермоловой в потрясающей постановке «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» по пьесе Нонны Голиковой. Этот спектакль с успехом шёл с 1995 по 2002 год и принес в 1997 году Сергею Безрукову Государственную премию РФ, премию Мэрии Москвы и премию «Кумир» за воплощение образа Есенина на сцене. Я, к сожалению, впервые увидела этот шедевр лишь в 2002 году, то есть буквально «под занавес». Но до сих пор помню, как меня увлёк сюжет, основанный на отношениях Сергея Есенина, Айседоры Дункан и Галины Бениславской. Там мы могли проследить начало, апогей и «умирание» чувств двух великих личностей, а также увидеть, насколько преданно, по-настоящему, хоть и совершенно безответно любила поэта Галина.


    Кстати, не скажу, что до этого я совсем не знала Сергея Александровича Есенина. Его творчество давно было мне интересно. Но близким и родным я смогла почувствовать поэта именно благодаря этому спектаклю, на который успела сходить несколько раз. Я стала много читать о судьбе Есенина, писала в школе работы о его жизни и творчестве. Потом с  удовольствием сходила в прекрасный Московский Государственный Музей С.А. Есенина в Большом Строченовском переулке дом 24 (единственный официальный адрес поэта в Москве!) и даже съездила с мамой и братом в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в Константинове (историческая родина поэта).

       И очень помогло мне всё вышеперечисленное на вступительных экзаменах в институт (поступала на филфак в Педагогический университет). Пришла я, помню, на вступительное сочинение. На доске написаны темы. Читаю их и никак не могу  выбрать себе подходящую, хотя взгляд и останавливается на «Теме Родины в лирике  С.А. Есенина». Но думаю, что не потяну, так как надо по памяти цитировать строчки стихотворений, да ещё и стараться соблюсти авторскую пунктуацию! Время идет. И я всё-таки решаю писать что-то там по роману Тургенева «Отцы и дети». Пишу, но понимаю, что как-то вяло идет и прям чувствую, что самой не нравится то сочинение, которое получается. И вот буквально за час до окончания экзаменационного времени я вдруг решаюсь кардинально поменять тему! И всё. Пишу «Тема Родины в лирике Есенина», причем сама получаю от процесса удовольствие! Идет легко, строчки вспоминаются сами собой. За час написала даже больше, чем нужно было по объему, так как не могла остановиться. В итоге получила «5» за содержание и «4» за грамматику, ну и поступила-таки в университет!

Фото с сайта sergeybezrukov.ru. "Есенин. История убийства"
       Потом, в 2005 году, на экраны вышел нашумевший 11-серийный сериал «Есенин. История убийства» по одноименному роману Виталия Безрукова (отца Сергея Безрукова). О нем было много споров. Кто-то говорил, что поэт здесь показан только скандалистом и пьяницей, кто-то говорил, что слишком откровенно рассказано о его женщинах, а кто-то просто был  в корне не согласен с версией убийства Сергея Есенина, настаивая на том, что в 1925 году гостинице «Англетер» было совершено самоубийство. Мне лично этот проект понравился. Он показал поэта разным: от ранимого молодого юноши до скандального столичного ловеласа, который в глубине душе все равно остался ранимым и чутким человеком, любящим родную землю и не мыслящим себя в отрыве от неё. Интересно сочетаются там события 1920-ых годов и 1985 года, когда полковник Хлыстов (в исполнении Александра Михайлова) решает расследовать «дело Есенина» и поднимает бумаги, с помощью которых судьба великого поэта оживает. И вспоминается строчка: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи» («Письмо к женщине»).

        В 2008 году Сергей Безруков выпустил музыкальный диск с названием «Хулиган. Исповедь». Там собрана лирика Есенина разных лет, причем звучит она не только в виде поэзии, но и в песенной форме (музыку ко всем стихотворениям написал сам Сергей Безруков, кстати!).

      И вот на основе этого диска в апреле 2009 года Театр Сергея Безрукова выпустил спектакль «Хулиган. Исповедь». Я  впервые посмотрела его в декабре 2009 в Театре Киноактера. Потом пересматривала несколько раз, крайний из которых (надеюсь, не последний) был, кстати, летом этого года в Театре Маяковского.

      Описать эту постановку сложно. Тут важны именно ощущения от присутствия в зале. Здесь нет действия в привычном для нас понимании, нет действующих лиц, нет как таковых декораций. На сцене большой экран. Выходит Сергей Безруков с есененскими кудрями и в костюме, подходит к микрофону. И тут начинается магия…

Фото с сайта sergeybezrukov.ru. "Хулиган. Исповедь"
      Удивительно, но это не поэтический вечер, а именно музыкально-поэтический спектакль. Inter Folk band и несколько бэк-вокалистов, а в танцевальных сценах прекрасно работают солисты балета под руководством Антона Крамера.
Потрясающе, что с помощью чередующихся песен, стихотворений и танцевальных номеров можно передать целую судьбу великого русского поэта Сергея Есенина! От ранней лирики о природе родного края  за два с небольшим часа мы плавно передвигаемся к лирике зрелой, в которой уже чувствуется надлом в душе поэта, трагическое осознание действительности и невозможность что-либо исправить или вернуть. Сам Сергей Безруков выступает тут и в роли Есенина, и в роли самого себя, исполняющего для нас произведения любимого поэта. Помогают ему в этом ансамбль Inter Folk band и несколько бэк-вокалистов, а в танцевальных сценах прекрасно работают солисты балета под руководством Антона Крамера.

      На экране нам чаще всего видно самого актера, причем  крупным планом. Но Сергей не боится этого! С одной стороны, хорошо, что все зрители, даже с последних рядов (а на этом спектакле всегда аншлаги), смогут разглядеть того, ради кого пришли в театр. Но, с другой-то стороны, как же это сложно, быть в таком близком контакте с залом! Экран не позволяет ни одной фальшивой эмоции, никакого «недоигрывания» или «переигрывания»! Всё на виду! И ни разу Сергей Безруков не обманул нас! Всегда выкладывается на 100%! Читает и поет с такой искренностью, что просто невозможно не проникнуться атмосферой этого спектакля. Если слезы в глазах, то они настоящие, если улыбка, то подлинная, если смех, то от всей души, если танцы, то по-русски залихватские, если любовь к женщине, то отчаянная, безоглядная, если жизнь, то на разрыв аорты!

      Так ведь и жил сам Сергей Есенин! Он называл себя хулиганом, который «от стихов дурак и пьян». Но Безрукову важно было показать нам, что это лишь одна сторона медали, и этой характеристикой не исчерпывается личность поэта. Он разный. И это можно понять, просто читая его произведения разных лет. Меняются с годами отношения к религии, к любви, становятся глубже и объемнее образы, проникновеннее и тоньше делается сама лирика. Неизменной остается бесконечная любовь к животным и к Родине, которая с годами приобретает трагический окрас, переплетаясь с  темой власти и неминуемого прогресса. Всё это нашло своё отражение в постановке. И правда, «сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется Хулиган», где нет  выдуманных диалогов, нет непроверенных фактов, нет «авторского видения» материала, а лишь бессмертные строчки самого поэта, лучше всего другого раскрывающие нам душу Сергея Есенина.
Диск "Хулиган. Исповедь". Фото автора
      То, что лирика поэта очень музыкальна, не секрет. Многие исполнители сочиняли романсы
на его стихи (Малинин, Сличенко, группа «Реликт»), пели его как шансон (Любавин, Стас Михайлов) и даже как смесь рока с попсой (Монгол Шуудан «Да, теперь решено без возврата…»). Но Сергей Безруков не взял в спектакль ни одного готового музыкального варианта! Он сам выступил композитором для всех звучащих там мелодий, и все они просто по-новому зазвучали для меня! Я безумно рада, что после того первого спектакля «Хулиган. Исповедь» в Театре Киноактера продавали музыкальные диски с одноименным названием. Конечно, мы с мамой не могли не купить его! И теперь периодически включаем дома драгоценные записи, слушаем любимые стихи и песни в исполнении любимого актера, получая каждый раз несказанное удовольствие.

      И ещё хочется сказать несколько слов о финале спектакля. Трагическая гибель поэта показана интересным способом, а именно с помощью хореографической миниатюры в  исполнении солиста балета. Сначала он стоит перед нами в русской рубахе с гармонью в руках, потом вдруг всё вокруг темнеет, на него набрасываются «нквдэшные» силы, стягивающие руки и шею поэта красными лентами. Он пытается выбраться, но петля затягивается всё сильнее и сильнее, а силы покидают… И вот на экране уже голубое  небо, в которое и улетает от нас душа Сергея Есенина, покинув бренное тело…Всё это под трагическое сочетание стихов и музыки.
     Непередаваемые ощущения и неподдельные слёзы встают в глазах зрителей в этот миг, равнодушных я ещё не видела. И это прекрасно, что есть такие постановки, которые могут «расшевелить» наши современные сердца, затронуть души. Хоть и говорят про наступивший век цинизма, черствости и безразличия, но оказывается, как писал сам поэт: «Я всё такой же, Сердцем я всё такой же». Просто сейчас мы привыкли прятать свои чувства, загонять их глубоко-глубоко внутрь себя. Не модно быть добрым, чутким, стыдно показать свою ранимость и душевность. А всё это есть в нас, оно никуда не делось! И вот такие спектакли вдруг дают этим качествам вырваться на свободу, не стесняясь и не страшась мнения окружающих! Эти светлые чувства объединяют зал, который сливается  в едином  порыве. И это единение чувствуется в громких и несмолкающих овациях, в оглушительных криках «Браво!» и «Бис!», в нежелании публики уходить из зала, будто бы боясь разрушить ту самую магию, которая возникла в начале вечера.

Фото с сайта sergeybezrukov.ru

     В общем, как всегда скажу, что это надо видеть и слышать вживую!
  

     P.S. Только просьба к тем, кто пойдет. Пожалуйста, отключайте свои мобильные! Обязательно!!! В этом спектакле это просто неприемлемо, чтоб слышались звонки телефонов! Отдохните от техники, расслабьтесь, проникнитесь атмосферой! А иначе посторонние звуки просто разрушают её! И это дико бесит! Несколько раз была свидетелем подобных инцидентов!
Оля-ля. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий