Фото с сайта sergeybezrukov.ru. "Хулиган. Исповедь" |
Я думаю, многим известно, что
Сергей Безруков не раз обращался в своих работах к жизни и творчеству Сергея
Александровича Есенина.
Фото с сайта sergeybezrukov.ru. "Жизнь моя, иль ты приснилась мне" |
Впервые на моей памяти он воплотил этот образ
на сцене Театра Ермоловой в потрясающей постановке «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» по пьесе Нонны
Голиковой. Этот спектакль с успехом шёл с 1995 по 2002 год и принес в 1997 году
Сергею Безрукову Государственную премию РФ, премию Мэрии Москвы и премию
«Кумир» за воплощение образа Есенина на сцене. Я, к сожалению, впервые увидела
этот шедевр лишь в 2002 году, то есть буквально «под занавес». Но до сих пор
помню, как меня увлёк сюжет, основанный на отношениях Сергея Есенина, Айседоры
Дункан и Галины Бениславской. Там мы могли проследить начало, апогей и
«умирание» чувств двух великих личностей, а также увидеть, насколько преданно, по-настоящему,
хоть и совершенно безответно любила поэта Галина.
Кстати, не скажу, что до этого я совсем не
знала Сергея Александровича Есенина. Его творчество давно было мне интересно.
Но близким и родным я смогла почувствовать поэта именно благодаря этому
спектаклю, на который успела сходить несколько раз. Я стала много читать о судьбе
Есенина, писала в школе работы о его жизни и творчестве. Потом с удовольствием сходила в прекрасный Московский
Государственный Музей С.А. Есенина в Большом Строченовском переулке дом 24
(единственный официальный адрес поэта в Москве!) и даже съездила с мамой и
братом в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в Константинове
(историческая родина поэта).
И очень помогло мне всё вышеперечисленное на
вступительных экзаменах в институт (поступала на филфак в Педагогический
университет). Пришла я, помню, на вступительное сочинение. На доске написаны
темы. Читаю их и никак не могу выбрать
себе подходящую, хотя взгляд и останавливается на «Теме Родины в лирике С.А. Есенина». Но думаю, что не потяну, так
как надо по памяти цитировать строчки стихотворений, да ещё и стараться соблюсти
авторскую пунктуацию! Время идет. И я всё-таки решаю писать что-то там по
роману Тургенева «Отцы и дети». Пишу, но понимаю, что как-то вяло идет и прям
чувствую, что самой не нравится то сочинение, которое получается. И вот
буквально за час до окончания экзаменационного времени я вдруг решаюсь
кардинально поменять тему! И всё. Пишу «Тема Родины в лирике Есенина», причем
сама получаю от процесса удовольствие! Идет легко, строчки вспоминаются сами
собой. За час написала даже больше, чем нужно было по объему, так как не могла
остановиться. В итоге получила «5» за содержание и «4» за грамматику, ну и
поступила-таки в университет!
Фото с сайта sergeybezrukov.ru. "Есенин. История убийства" |
Потом, в 2005 году, на экраны вышел нашумевший
11-серийный сериал
«Есенин. История убийства»
по одноименному роману Виталия Безрукова (отца Сергея Безрукова). О нем было много
споров. Кто-то говорил, что поэт здесь показан только скандалистом и пьяницей,
кто-то говорил, что слишком откровенно рассказано о его женщинах, а кто-то
просто был в корне не согласен с версией
убийства Сергея Есенина, настаивая на том, что в 1925 году гостинице «Англетер»
было совершено самоубийство. Мне лично этот проект понравился. Он показал поэта
разным: от ранимого молодого юноши до скандального столичного ловеласа, который
в глубине душе все равно остался ранимым и чутким человеком, любящим родную
землю и не мыслящим себя в отрыве от неё. Интересно сочетаются там события
1920-ых годов и 1985 года, когда полковник Хлыстов (в исполнении Александра
Михайлова) решает расследовать «дело Есенина» и поднимает бумаги, с помощью
которых судьба великого поэта оживает. И вспоминается строчка: «Лицом к лицу
лица не увидать. Большое видится на расстояньи» («Письмо к женщине»).
В 2008
году Сергей Безруков выпустил музыкальный диск с названием «Хулиган. Исповедь». Там собрана
лирика Есенина разных лет, причем звучит она не только в виде поэзии, но и в
песенной форме (музыку ко всем стихотворениям написал сам Сергей Безруков,
кстати!).
И
вот на основе этого диска в апреле 2009 года Театр Сергея Безрукова выпустил спектакль «Хулиган.
Исповедь». Я впервые
посмотрела его в декабре 2009 в Театре Киноактера. Потом пересматривала несколько
раз, крайний из которых (надеюсь, не последний) был, кстати, летом этого года в
Театре Маяковского.
Описать эту постановку сложно. Тут важны
именно ощущения от присутствия в зале. Здесь нет действия в привычном для нас
понимании, нет действующих лиц, нет как таковых декораций. На сцене большой
экран. Выходит Сергей Безруков с есененскими кудрями и в костюме, подходит к
микрофону. И тут начинается магия…
Фото с сайта sergeybezrukov.ru. "Хулиган. Исповедь" |
Удивительно,
но это не поэтический вечер, а именно музыкально-поэтический спектакль. Inter Folk band и несколько бэк-вокалистов, а в танцевальных
сценах прекрасно работают солисты балета под руководством Антона Крамера.
Потрясающе,
что с помощью чередующихся песен, стихотворений и танцевальных номеров можно
передать целую судьбу великого русского поэта Сергея Есенина! От ранней лирики
о природе родного края за два с
небольшим часа мы плавно передвигаемся к лирике зрелой, в которой уже
чувствуется надлом в душе поэта, трагическое осознание действительности и
невозможность что-либо исправить или вернуть. Сам Сергей Безруков выступает тут
и в роли Есенина, и в роли самого себя, исполняющего для нас произведения
любимого поэта. Помогают ему в этом ансамбль Inter Folk band и
несколько бэк-вокалистов, а в танцевальных сценах прекрасно работают солисты
балета под руководством Антона Крамера.
На
экране нам чаще всего видно самого актера, причем крупным планом. Но Сергей не боится этого! С
одной стороны, хорошо, что все зрители, даже с последних рядов (а на этом
спектакле всегда аншлаги), смогут разглядеть того, ради кого пришли в театр. Но,
с другой-то стороны, как же это сложно, быть в таком близком контакте с залом!
Экран не позволяет ни одной фальшивой эмоции, никакого «недоигрывания» или
«переигрывания»! Всё на виду! И ни разу Сергей Безруков не обманул нас! Всегда
выкладывается на 100%! Читает и поет с такой искренностью, что просто
невозможно не проникнуться атмосферой этого спектакля. Если слезы в глазах, то
они настоящие, если улыбка, то подлинная, если смех, то от всей души, если
танцы, то по-русски залихватские, если любовь к женщине, то отчаянная,
безоглядная, если жизнь, то на разрыв аорты!
Так
ведь и жил сам Сергей Есенин! Он называл себя хулиганом, который «от стихов
дурак и пьян». Но Безрукову важно было показать нам, что это лишь одна сторона
медали, и этой характеристикой не исчерпывается личность поэта. Он разный. И
это можно понять, просто читая его произведения разных лет. Меняются с годами
отношения к религии, к любви, становятся глубже и объемнее образы,
проникновеннее и тоньше делается сама лирика. Неизменной остается бесконечная
любовь к животным и к Родине, которая с годами приобретает трагический окрас,
переплетаясь с темой власти и неминуемого
прогресса. Всё это нашло своё отражение в постановке. И правда, «сие есть самая
великая исповедь, которой исповедуется Хулиган», где нет выдуманных диалогов, нет непроверенных
фактов, нет «авторского видения» материала, а лишь бессмертные строчки самого
поэта, лучше всего другого раскрывающие нам душу Сергея Есенина.
Диск "Хулиган. Исповедь". Фото автора |
То, что лирика поэта очень музыкальна, не
секрет. Многие исполнители сочиняли романсы
на его стихи (Малинин, Сличенко,
группа «Реликт»), пели его как шансон (Любавин, Стас Михайлов) и даже как смесь
рока с попсой (Монгол Шуудан «Да, теперь решено без возврата…»). Но Сергей
Безруков не взял в спектакль ни одного готового музыкального варианта! Он сам
выступил композитором для всех звучащих там мелодий, и все они просто по-новому
зазвучали для меня! Я безумно рада, что после того первого спектакля «Хулиган.
Исповедь» в Театре Киноактера продавали музыкальные диски с одноименным
названием. Конечно, мы с мамой не могли не купить его! И теперь периодически включаем
дома драгоценные записи, слушаем любимые стихи и песни в исполнении любимого
актера, получая каждый раз несказанное удовольствие.
И
ещё хочется сказать несколько слов о финале спектакля. Трагическая гибель поэта
показана интересным способом, а именно с помощью хореографической миниатюры в исполнении солиста балета. Сначала он стоит
перед нами в русской рубахе с гармонью в руках, потом вдруг всё вокруг темнеет,
на него набрасываются «нквдэшные» силы, стягивающие руки и шею поэта красными
лентами. Он пытается выбраться, но петля затягивается всё сильнее и сильнее, а
силы покидают… И вот на экране уже голубое
небо, в которое и улетает от нас душа Сергея Есенина, покинув бренное
тело…Всё это под трагическое сочетание стихов и музыки.
Непередаваемые
ощущения и неподдельные слёзы встают в глазах зрителей в этот миг, равнодушных
я ещё не видела. И это прекрасно, что есть такие постановки, которые могут
«расшевелить» наши современные сердца, затронуть души. Хоть и говорят про
наступивший век цинизма, черствости и безразличия, но оказывается, как писал
сам поэт: «Я всё такой же, Сердцем я всё такой же». Просто сейчас мы привыкли
прятать свои чувства, загонять их глубоко-глубоко внутрь себя. Не модно быть
добрым, чутким, стыдно показать свою ранимость и душевность. А всё это есть в
нас, оно никуда не делось! И вот такие спектакли вдруг дают этим качествам
вырваться на свободу, не стесняясь и не страшась мнения окружающих! Эти светлые
чувства объединяют зал, который сливается
в едином порыве. И это единение
чувствуется в громких и несмолкающих овациях, в оглушительных криках «Браво!» и
«Бис!», в нежелании публики уходить из зала, будто бы боясь разрушить ту самую
магию, которая возникла в начале вечера.
Фото с сайта sergeybezrukov.ru |
В общем, как всегда скажу, что это надо
видеть и слышать вживую!
P.S. Только
просьба к тем, кто пойдет. Пожалуйста, отключайте свои мобильные! Обязательно!!!
В этом спектакле это просто неприемлемо, чтоб слышались звонки телефонов!
Отдохните от техники, расслабьтесь, проникнитесь атмосферой! А иначе
посторонние звуки просто разрушают её! И это дико бесит! Несколько раз была
свидетелем подобных инцидентов!
Оля-ля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий