суббота, 14 декабря 2013 г.

"Гамлет"

Наверное, Шекспир никогда не выйдет из моды. Его ставили и будут ставить. Только к «Гамлету» за последнее время обратилось сразу несколько московских театров (конечно, не последнюю роль здесь сыграло и приближающееся 450-летие британского драматурга, которое будет отмечаться в будущем году, но все же). На протяжении веков меняются только акценты и форма преподнесения зрителю, а тексты на удивление сохраняют актуальность.
Спектакль «Гамлет» «Гоголь-центра» поставлен по современной французской адаптации трагедии в переводе Риммы Генкиной. Режиссер тоже из Франции, однако, уже имеет определенный опыт работы в России: Давид Бобе ставил «Феи» для МХТ им. Чехова, а для самого «Гоголь-центра» - «Метаморфозы».

Премьера спектакля состоялась 28 ноября 2013 года.

Фото с сайта web-balancer-main.rian.ru

Действие началось еще до того, как прозвучал третий звонок. Зрители, которые пришли пораньше могли прямо на середине сцены наблюдать труп отца Гамлета, как все очень быстро догадались. Это был очень хорошо изготовленный манекен. Рядом с ним крутился молодой парень с дредами и в кожаной жилетке на голое тело. Периодически он то курил, то поправлял прическу королю, сдувал пылинки с его одежды, начищал ботинки. Уже во время действия мы узнаем, что это могильщик. С такого неординарного вступления для меня и началось знакомство с новым взглядом на Шекспира  и одновременно на театр в целом.
Трудно выделить те моменты, о которых хочется сказать в первую очередь. Кроме того, спектакль оставил после себя действительно яркое впечатление, есть страх, что при попытке подвергнуть его анализу, оно распадется на набор мелких деталей, каждая из которых сама по себе не представляет интереса…

Начну, пожалуй, с формальностей: спектакль идет три часа без антракта, а начинается в восемь. Для меня это было более удобным временем, но надо быть готовым к тому, что домой вы поедете в начале двенадцатого. Кроме того, конечно, надо быть готовым три часа воспринимать, в действии нет проходных моментов. По опыту скажу, что многие не выдержали. Мало я видела спектаклей, где публика так массово двигалась к выходу до окончания. В зале, кстати, остались почему-то те, кто явно не был вдохновлен происходящим на сцене, постоянно шушукался, едко комментировал, но не уходил…

Но вернемся к самой постановке. Мне действительно очень понравилось, как играли актеры. Никто не пытался оттянуть все внимание на себя, но в то же время было видно, что абсолютно все выкладываются полностью. Некоторые эмоции были настолько хорошо переданы, что буквально волнами расходились во все стороны. Но и этого мало, чтобы усилить эффект, иногда актеры выбегали прямо в зал, расширяя тем самым сцену и заставляя зрителей чувствовать, что они невольно стали свидетелями чего-то очень личного.

Фото с сайта izvestia.ru

Не совсем я поняла, в какое именно время было перенесено действие пьесы. С одной стороны, явно оно было изменено: ультрасовременная стрижка Гамлета, пистолет  не из глубины веков, вполне современная одежда, могильщик с дредами. Однако поскольку декорации весьма специфичны, а Гертруда, Клавдий и Офелия одеты в несколько ином стиле, иногда создавалось впечатление, что в этой постановке все смешалось, как и  в сознании главного героя. Эта неоднозначность, которая, вполне возможно, была таковой лишь для меня, мне показалась весьма удачным решением, соответствующим духу всего действия.

Перейдем к декорациям. Про них в прессе не написал только ленивый. Действительно, все происходит в черном, выложенном плиткой пространстве, которое является к тому же динамичным: появляются столы, подиумы, проемы… Поэтому говорить, что все действие происходит в морге, как я уже не раз читала, нельзя. Хотя именно там все начинается и заканчивается.

Фото с сайта web-balancer-main.rian.ru
В спектакль сильно вплетены разноплановые реалии современного общества. Тень отца Гамлета для нас не совсем тень, мы видим спроецированное изображение, которое сложно описать,  можно при желании даже уловить некоторые черты лица покойного короля. Кроме того, когда кто-то из героев появляется и заговаривает на сцене впервые, мы видим подпись, прямо как в социальных сетях. Причем, интересно, что подписи эти преподносятся по-разному: для одних это изображение, появляющееся на стене или столе, для других буквы, которые они сами выносят на сцену и составляют свое имя.
Фото с сайта izvestia.ru

Ну и апофеоз, конечно, вплетения современности в постановку – это душераздирающий танец Гамлета в костюме Бэтмена. Тут сразу надо сказать о еще одном новшестве от Давида Бобе – вода на сцене, много воды, примерно по щиколотку. Впервые она как раз появляется для сцены танца, который благодаря звуковому и световому сопровождению смотрится очень ярко, уверена, что запомню его надолго. Итак, появляясь для передачи душевного состоянии героя, вода со сцены больше не уходит, она же, например, потом символизирует и реку, в которой утопилась Офелия, да и в целом, становится постоянным инструментом, к которому обращаются актеры.

Если снова попытаться собрать все детали воедино, то общее резюме – я бы с удовольствием посетила и другие спектакли «Гоголь-центра». Мои ожидания не были обмануты, даже наоборот. Я предвосхищала, что будут спорные моменты, будет новое прочтение, будет неоднозначность, будет игра актеров на хорошем уровне, будут интересные декорации и т.д. Я получила все, но только в десятикратном объеме. Я смогла это осилить и получить удовольствие от постановки, но это явно формат не для всех. И поскольку я своими глазами, как и написала выше, видела массовую миграцию зрителей к выходу посреди действия, то снова традиционно ничего не советую, а просто делюсь мнением.

Всем интересных спектаклей, фильмов и книг,

Вера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий