![]() |
Фото: Лариса Линникова |
Премьера
состоялась аж в 1998 году.
За
основу взята одноактная трагедия Оскара Уайлда (автора знаменитого романа
«Портрет Дориана Грея») в классическом переводе с французского поэта
Серебряного Века Константина Бальмонта.
Пьеса
эта долго была запрещена цензурой в России, так как нельзя было выводить на
сцену библейских персонажей. Но попытки поставить её, хотя бы частично, были.
Самой известной постановкой, пожалуй, можно считать работу
Александра Таирова с его Камерным театром в 1917 году. Роль Саломеи
играла ведущая актриса театра и жена
Таирова - Алиса Коонен.
Таиров
стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому
движению и пластике. Режиссер отрывался от временного и бытового пластов, но уделял
огромное внимание мелодической целостности сюжетов и эмоциональному состоянию
героев.
![]() |
Фото: Лариса Линникова |
Это
представление о театре и о постановках очень близко и Роману Виктюку. Поэтому время и место в его «Саломее»
не столь важны. А что же важно? Как всегда, Любовь и её проявления.
«У
любви нет человеческого лица. У неё есть только лик Бога или лик Дьявола.
Любовь неизреченна и необъяснима, и что бы ни говорить о Любви, её не замкнешь
в Слова, как не расскажешь Музыку и не нарисуешь Солнце… Оскар Уайльд показал
нам лик дьявола в любви. Любовь иногда приводит к безумию. Иногда? Быть может,
всегда? Ради любви совершим геройство, и ради любви совершим преступление, ради
одной минуты любви создадим жизнь, и растопчем жизнь. В этом любовь » (Роман
Виктюк).
Эти
слова самого Мастера как нельзя лучше объясняют всё то, что хотел рассказать он
нам своей постановкой. Поэтому-то описать содержание спектакля очень трудно. Да
и нужно ли это?
![]() |
Фото: Лариса Линникова |
Скажу
только, что за основу взята история героев Нового Завета (причем само имя
Саломея в Библии не названо): тетрарха Ирода Антипы, его жены Иродиады (бывшей
жены сводного брата Ирода, которого он, скорее всего, сам и убил), его падчерицы
(в пьесе - Саломеи) и Иоанна Крестителя (в пьесе - пророка Иоканаана). У этой истории
несколько трактовок. В спектакле Виктюка же, как и в пьесе Уайльда, Ироду
нравится дочь Иродиады Саломея. Она прекрасна, её взгляд сводит мужчин с ума,
но сама она ко всем равнодушна. (Саломею,
кстати, все годы неизменно играет ведущий актер Театра Виктюка, Дмитрий Бозин. Какая
томная и прекрасная у него получается Саломея, как сладостен её голос, как
нежны движения! Это надо видеть!). И вот однажды воины Ирода
поймали
пророка Иоканаана, так как он публично осуждал связь Ирода и Иродиады. Его
заключили в тюрьму, но и оттуда он постоянно изрекает разные пророчества,
которым верит тетрарх Антипа. Он одновременно боится и восхищается пророком,
понимая, что это «святой человек», и не решается казнить его. В пророка
неожиданно для себя самой влюбляется прекрасная Саломея. Она привыкла, что все
мужчины готовы ради неё на любые безумства, но Иоканаан остается к ней
равнодушным, не смотрит на неё и не позволяет ей поцеловать себя. Этого Саломея
не может и не хочет допустить! А вот на что она готова ради достижения своей
цели? Вот это-то вы и узнаете, посмотрев спектакль!
![]() |
Фото: Лариса Линникова |
![]() |
Фото: Лариса Линникова |
Конечно
же, как всегда здесь очень важна музыка! В сценах с Саломеей и Иоканааном мы
постоянно слышим Ноктюрн №1 Опус 9 Фредерика Шопена. Эта прекрасная и нежная
мелодия звучит так приятно и лирично. Она обманчиво создает нам образ Саломеи
невинной и романтичной. Но так ли это? Ведь не случайно же для апофеоза
спектакля – танца Саломеи (Танец Семи Покрывал) – Роман Виктюк выбирает песню
Мэрлина Мэнсона «Antichrist Superstar». Какой это
дьявольски-завораживающий танец!!!!
Бозин в одной повязке с кинжалом!!! Шок, трепет, восторг!!! В общем, это надо
видеть! Описать это трудно!
Но Виктюк был бы не
Виктюк, если бы оставил в спектакле только один пласт. Кроме сюжета
непосредственно про Саломею, на сцене развивается и ещё одна сюжетная линия:
самого Оскара Уайльда и его любовника
лорда Алфреда Дугласа-Бози (его
тоже, конечно же, играет Дмитрий Бозин), за связь с которым Оскара и посадили в
тюрьму. Перед нами предстают и их сложные отношения, которые осуждали друзья
Уайльда, понимая, что Альфред лишь пользуется положением и деньгами писателя, не ценит его, и судебный
процесс над Оскаром Уайльдом, и его заключение, где он продолжает писать письма
Бози…
Все эти действия и
герои переплетаются в неповторимый и
необъяснимый синтез, мы сопереживаем всем героям, понимаем и не понимаем их,
оправдываем и осуждаем, ждем финала и не хотим его...
Оля-ля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий