вторник, 12 ноября 2013 г.

"Жизнь и судьба"

Фото: Светлана Егорова
Премьера состоялась в 2007 году. И если не считать генеральной открытой репетиции, то впервые этот спектакль был сыгран в Париже.

Лев Додин поставил в Малом драматическом театре (Санкт-Петербург) собственную пьесу, в основу которой положен роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». В центре сюжета пьесы оказывается семья физика-ядерщика, Виктора Павловича Штрума, вернувшаяся из эвакуации в Москву. На дворе 1943 год, с одной стороны, идет война, с другой – жесточайшие репрессии внутри страны. Здесь очень проникновенно показаны трагедия всего народа и трагедия отдельных людей; война внешняя и война внутренняя, которую каждый ведет сам с собой, оказывающаяся порой не менее, а может быть, и более значимой.

Фото: Виктор Васильев
Декорации в спектакле минимальны, как практически во всех постановках Льва Додина. Все присутствующие на сцене предметы используются в построении точных, сильных метафор. Они помогают зрителю достичь эффекта присутствия не благодаря реальности окружающей обстановки, а за счет реальности переживаний. Свет и музыка усиливают впечатление, позволяя, устремляясь за героями, не только менять города и страны, но также сразу переключаться на другие эмоции. Так, например, в начале спектакля мы видим посреди сцены волейбольную сетку, а уже через несколько минут она становится оградой концлагеря. В целом, визуальный ряд спектакля может поражать, может восхищать, может вызывать недоумение, но он точно не оставляет публику равнодушной. Часто в этой постановке Лев Додин прибегает к обнаженной натуре, но ее появление всегда оправданно и подано очень тонко: зритель знает, что на сцене стоит десяток абсолютно голых людей, но практически не может различить их в темноте, из которой свет выхватывает лишь лица персонажей. И в этот момент ощущение последней степени униженности человеческой личности достигает души даже самого отстраненного зрителя.

Фото: Виктор Васильев
В спектакле заняты известные молодые актеры: Данила Козловский и Елизавета Боярская. Они снова играют любовь и снова обреченную. За игрой Данилы всегда видна большая работа и его намерение прожить жизнь другого человека «здесь и теперь», пока идет действие. Но удивляет Елизавета, эта роль как-то по-особенному ей подходит: низкий голос, некоторая резкость взгляда и жестов - именно так внешне представляется женщина, готовая стать «женой декабриста» для нелюбимого бывшего мужа, взгляды которого до его ареста, презирала; женщина, готовая ради этой «миссии» оставить любовь, сила которой причиняет ей почти физическую боль. Но говорить только о Елизавете и Даниле неправильно. Это точно не спектакль «двух звезд». Например, неизгладимое впечатление оставляет игра Татьяны Шестаковой, исполнительницы роли матери профессора Штрума. Ее текст состоит сплошь из монологов, всегда обращенных только в зрительный зал, и какие это монологи – письма к сыну из еврейского гетто!



Сознание как будто выходит из спячки и катится, разгоняясь,  с высокой горы нашей ежедневной наивной беззаботности, за которую мы так часто забываем быть благодарными, чтобы упасть прямиком в океан жестокой ужасающей несправедливости всех событий Второй мировой…

 
Мемориал в Дахау, Германия, на территории бывшего концлагеря. Фото автора.

Всем интересных спектаклей, фильмов и книг, 
Вера.

1 комментарий:

  1. Это действительно очень глубокая постановка!Полностью согласна с автором! Поначалу смотреть безумно тяжело,надо как-то настроить себя на духовную работу,а не просто на приятный вечерок в театре!Но постепенно, если ты всё-таки сделал над собой усилие,ты уже не можешь равнодушно смотреть на сцену!И да, здесь нет главных и второстепенных героев,звезд и не звезд,ведь каждый проживает свою жизнь и у каждого здесь своя судьба!

    ОтветитьУдалить