![]() |
Фото: Светлана Егорова |
Премьера состоялась в
2007 году. И если не считать генеральной открытой репетиции, то впервые этот
спектакль был сыгран в Париже.
Лев Додин поставил в Малом
драматическом театре (Санкт-Петербург) собственную пьесу, в основу которой
положен роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». В центре сюжета пьесы
оказывается семья физика-ядерщика, Виктора Павловича Штрума, вернувшаяся из
эвакуации в Москву. На дворе 1943 год, с одной стороны, идет война, с другой –
жесточайшие репрессии внутри страны. Здесь очень проникновенно показаны
трагедия всего народа и трагедия отдельных людей; война внешняя и война
внутренняя, которую каждый ведет сам с собой, оказывающаяся порой не менее, а
может быть, и более значимой.
![]() |
Фото: Виктор Васильев |
Декорации в спектакле
минимальны, как практически во всех постановках Льва Додина. Все присутствующие
на сцене предметы используются в построении точных, сильных метафор. Они
помогают зрителю достичь эффекта присутствия не благодаря реальности окружающей
обстановки, а за счет реальности переживаний. Свет и музыка усиливают впечатление,
позволяя, устремляясь за героями, не только менять города и страны, но также
сразу переключаться на другие эмоции. Так, например, в начале спектакля мы
видим посреди сцены волейбольную сетку, а уже через несколько минут она
становится оградой концлагеря. В целом, визуальный ряд спектакля может
поражать, может восхищать, может вызывать недоумение, но он точно не оставляет
публику равнодушной. Часто в этой постановке Лев Додин прибегает к обнаженной
натуре, но ее появление всегда оправданно и подано очень тонко: зритель знает,
что на сцене стоит десяток абсолютно голых людей, но практически не может
различить их в темноте, из которой свет выхватывает лишь лица персонажей. И в
этот момент ощущение последней степени униженности человеческой личности
достигает души даже самого отстраненного зрителя.
![]() |
Фото: Виктор Васильев |
В спектакле заняты
известные молодые актеры: Данила Козловский и Елизавета Боярская. Они снова
играют любовь и снова обреченную. За игрой Данилы всегда видна большая работа и
его намерение прожить жизнь другого человека «здесь и теперь», пока идет
действие. Но удивляет Елизавета, эта роль как-то по-особенному ей подходит:
низкий голос, некоторая резкость взгляда и жестов - именно так внешне
представляется женщина, готовая стать «женой декабриста» для нелюбимого бывшего
мужа, взгляды которого до его ареста, презирала; женщина, готовая ради этой «миссии»
оставить любовь, сила которой причиняет ей почти физическую боль. Но говорить
только о Елизавете и Даниле неправильно. Это точно не спектакль «двух звезд».
Например, неизгладимое впечатление оставляет игра Татьяны Шестаковой,
исполнительницы роли матери профессора Штрума. Ее текст состоит сплошь из
монологов, всегда обращенных только в зрительный зал, и какие это монологи – письма
к сыну из еврейского гетто!
Сознание
как будто выходит из спячки и катится, разгоняясь, с высокой горы нашей ежедневной наивной
беззаботности, за которую мы так часто забываем быть благодарными, чтобы упасть
прямиком в океан жестокой ужасающей несправедливости всех событий Второй
мировой…
Это действительно очень глубокая постановка!Полностью согласна с автором! Поначалу смотреть безумно тяжело,надо как-то настроить себя на духовную работу,а не просто на приятный вечерок в театре!Но постепенно, если ты всё-таки сделал над собой усилие,ты уже не можешь равнодушно смотреть на сцену!И да, здесь нет главных и второстепенных героев,звезд и не звезд,ведь каждый проживает свою жизнь и у каждого здесь своя судьба!
ОтветитьУдалить