После спектакля «Все о
мужчинах» я решила, что стоит обязательно ещё увидеть Максима Аверина на сцене.
Тогда мы с подругой сходили на пьесу «Ричард
III»
в Сатирикон. Эта была постановка Юрия Бутусова по одноименной исторической
хронике У. Шекспира. Но там блистал неподражаемый худрук Сатирикона, Константин
Райкин, в роли английского правителя Ричарда III. А вот Максим, хоть и играл сразу
три роли (братьев Ричарда III, Эдварда IV и герцога Кларенса, и их мать), но
явно мерк на фоне игры мэтра. В целом спектакль мне понравился, но он явно не
раскрыл для меня талант Аверина. Зато я убедилась в том, что Константин Райкин
- прекрасный и яркий актер. И значит, сходили мы не зря, тем более, что успели
буквально на последний спектакль. После этого вечера его сняли с репертуара,
так как Райкин считает, что чуть ли не каждые 4-5 лет нужно менять и «освежать»
афишу театра.
Но чтобы уж точно
посмотреть на Максима Аверина во всей красе я решила пойти на моноспектакль
«Все начинается с любви». Первый раз посмотрела его в любимом Московском Театре
Юного Зрителя. Но с тех пор сама программа и репертуар постоянно меняются,
что-то Максим убирает, что-то добавляет (первая редакция моноспектакля, к
примеру, вообще называлась «Искренне и без купюр»).
Фото: Мариша Галишникова |
Как правило, на сцене
установлен экран, стоит столик с подсвечником, телефоном, проигрывателем
пластинок, лежат белые розы, стоит графин с водой, рядом – кресло, а с недавних пор есть ещё и синтезатор (для чего, я расскажу чуть
позже).
Начинается все с того,
что включается экран, и мы видим нарезку из фильмов и сериалов с участием
Максима (причем включая самую первую маленькую роль танцующего мальчика в фильме «Похождения графа Невзорова», где ему
всего 7 лет). Потом выходит и сам герой вечера в костюме и непринужденно
начинает рассказывать нам о себе, о родителях, об их знакомстве, о детстве, о
первых успехах. Все это получается у него очень легко и интересно, без лишних
подробностей, но живо. И постепенно подводит Максим нас к теме вечера: «Сегодняшний
темп жизни заставляет нас торопиться, успеть везде и как можно больше, и мы
порой забываем в этом сумасшедшем ритме о том, что нам дорого - что мы
нуждаемся в тепле, любви и взаимопонимании, берём, но не успеваем отдавать...
Об этом я говорю в своем спектакле, который называю «спектаклем-откровением».
Откровение – потому что в нем звучат стихи, избранные театральные монологи,
песни, которые на сегодняшний день определяют меня как человека. Мне уже есть
что сказать, и я очень рад, что это находит отклик в ваших сердцах!» (цитата с
официального сайта Максима Аверина www.maximaverin.ru).
Если говорить о жанре,
то я по моим представлениям, это действо, в отличие от ранее описанного мною
«Хулигана» Сергея Безрукова, ближе все-таки к творческому
музыкально-поэтическому вечеру, нежели к спектаклю. Я вообще заметила, что
такого рода мероприятия становятся вновь востребованными.
Думаю, что многие
помнят из книг и фильмов, что литературные и музыкальные кружки и салоны были популярны
в России ещё с 19 века, постепенно нарастала популярность авторских чтений.
Публике было интересно послушать не просто произведение, а именно произведение
в исполнении непосредственного автора.
Новой волной
популярности поэтические и музыкальные вечера всколыхнулись уже в Серебряном
веке. У многих, наверное, осталось в памяти знаменитое название поэтического
кафе «Стойло Пегаса», где бурно спорили и выступали футуристы, акмеисты и др. (в
том числе, Есенин и Маяковский).
А во времена молодости
наших родителей (1960-70-е годы) самыми популярными были поэтические чтения в
Политехническом музее (Политех). На его сцене выступали Белла Ахмадулина,
Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава!
А как все «запоем» слушали пластинки Владимира Высоцкого!
Потом был спад,
огромная пропасть, и мы забыли, что стихи и песни можно слушать со сцены, что
есть величайшие произведения, забывать которые просто преступно! Да, классиков,
да и многих поэтов-шестидесятников уже нет с нами, но их бессмертные строки
должны звучать, молодежь должна их помнить, любить, цитировать!
И я безумно рада, что
сейчас возрождают моду на поэзию, на бардовскую песню в высоком смысле этого
слова! Так, к примеру, в Переделкино, на даче Булата Окуджавы, ежегодно проводятся
вечера памяти поэта-песенника, где известные певцы и актеры исполняют его
«шлягеры» по-своему, но всегда с душой. Туда приезжает молодежь и подпевает!
Буквально недавно, 9 декабря, с аншлагом прошел в Крокус Сити Холле творческий
вечер прекрасного поэта, ставшего уже классиком, Андрея Дементьева. Пользуются
сейчас популярностью поэтические вечера поэтессы Ларисы Рубальской.
Ну и, конечно, нельзя
не отметить, что огромный вклад в возрождение любви к поэтическому слову вносят
наши популярные актеры. Так, Сергей Безруков ввел в репертуар своего театра
творческий вечер «И жизнь, и театр, и кино», где вспоминает стихи Пушкина,
Есенина, поет под гитару Высоцкого, читает отрывки театральных монологов,
общается с залом. Константин Райкин поставил в Сатириконе моноконцерт «Своим
голосом», где рассказывает о себе и читает любимых авторов: Пушкина,
Мандельштама, Рубцова, Давида Самойлова, Заболоцкого, даже Лопе Де Веги (туда,
кстати, почти нереально достать билеты или остаются сразу только очень
дорогие!). Недавно в Театре Ермоловой состоялась премьера постановки «Из
пустоты… (Восемь поэтов)», где в исполнении Олега Меньшикова, Владимира
Андреева и других актеров звучит поэзия и проза Серебряного Века, причем именно
русского зарубежья (Набоков, Цветаева, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин, Саша Черный
и др.). А неоднократно упомянутый мною в отзывах Дмитрий Бозин (актер Театра
Виктюка) сделал вообще уже несколько музыкально-поэтических и литературных
мероприятий: моноспектакль «Черепаха», где чередуются стихи Бродского, Цветаевой,
Мандельштама и самого Бозина; программу «Автор категорически не утверждает» по
рассказа Зощенко и вечер «Невыносимая любовь к людям», где добавились джазовые
композиции, стихи Гарсии Лорка и многое другое.
Фото: Мариша Галишникова |
И конечно же, важной
вехой стала именно программа того актера, с которого я и начала отзыв, то есть,
Максима Аверина. Ведь его популярность после сериала «Глухарь» просто
зашкаливала. Потом вышел не менее популярный «Склифосовский». И тут выяснилось,
что актер этот не просто «свой в доску» участковый или врач-ловелас, а человек
с тонким чувством самоиронии, знающий и чувствующий классическую поэзию, прозу,
любящий хорошую музыку и готовый на разговор со зрителями, но зрителями
понимающими и способными думать.
Да, для меня это не
спектакль, а именно музыкально-поэтический вечер, так как единой сюжетной линии
нет. Но есть концепция. Да, все
произведения объединяет тема любви. Но что, скажите мне, написано не о любви?!
Просто любовь, она такая разная и в то же время такая одинаковая во все времена,
что как нельзя лучше можно показать именно
на произведениях разных лет и разных авторов. Вы услышите Маяковского,
Пастернака, Рождественского, Давида
Самойлова, песни Вертинского и Высоцкого и многое другое. Я вот обожаю в
его исполнении стихотворение Кочеткова «С любимыми не расставайтесь!». Хоть мы
и привыкли, что в фильме «Ирония судьбы» его читают Андрей Мягков и Валентина
Талызина. Но здесь, когда на сцене гаснут рампы, остается лишь небольшой кружок
света, куда спиной уходит от нас Максим, грустно произнося строки произведения,
невозможно остаться равнодушным!
Есть там и щемящий душу дуэт Максима Аверина и Людмилы
Гурченко, посвященный памяти великой актрисы. Максим берет в руку телефонную
трубку, гудки, а на экране легендарная Гурченко (запись с одного из новогодних
огоньков на НТВ) тоже с телефонной трубкой. И звучит песня «Вы говорите, не
молчите…». И ощущение её присутствия, а на глазах актера неподдельные слезы…
А сейчас Максим включил
в вечер «Все начинается с любви» ещё и выступление со своим другом композитором-песенником Лорой Квинт.
Она выходит, как правило, ближе к финалу, садится за синтезатор, и они поют
несколько композиций из их совместного альбома «Многоточие». Мне, к примеру,
безумно нравится песня с этого диска «Гранатовый браслет», которая является
саундтреком к фильму по рассказам и повестям Куприна, где снимается Максим
Аверин (по идее, скоро должен выйти в прокат).
Фото автора |
В конце вечера
присутствие роз на столе оправдывается, под песню «И улыбка, без сомненья…»
актер проходит по залу и дарит зрительницам всех возрастов по розочке. Это
очень мило и так приятно!
Вот так вот примерно
движется ход событий на вечере «Все начинается с любви». Но, как я уже
говорила, программа варьируется, четкого и постоянного сценария нет. И это
хорошо, так как позволяет неоднократно посетить сие мероприятие, не опасаясь,
что будет все предсказуемо и знакомо. Безусловно, основной пласт остается, но
последовательность меняется, добавляются новые авторы, новые монологи,
новые истории из актерской жизни, анекдоты.
И ещё Максим очень
здорово общается со зрителями. Как-то мы с подругами были на его вечере в одном
очень солидном месте (не буду называть даже!). Так вот там оказалась абсолютно
беспардонная публика! На протяжении всего вечера звонили телефоны, люди громко
приходили и уходили, снимали и фотографировали Аверина на гигантские планшеты
по сто раз! Так он в долгу не оставался и постоянно комментировал все очень
едкими и саркастическими фразами! Но как же нам было стыдно за окружающих и
неудобно перед артистом, который так выкладывается, а получает вот ЭТО! Но и в
конце Максим не выдал разочарования, до последнего оставаясь позитивным и
доброжелательным! Поистине:
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и
простым -
Самое высшее в мире
искусство.
Есенин С. А.
Будет желание и время,
сходите на вечер «Все начинается с любви», но забудьте там хоть на пару часов о
гаджетах и телефонах, окунувшись в мир поэзии и музыки!
Оля-ля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий