вторник, 21 января 2014 г.

"Всё начинается с любви"

После спектакля «Все о мужчинах» я решила, что стоит обязательно ещё увидеть Максима Аверина на сцене. Тогда мы с подругой сходили на  пьесу «Ричард III» в Сатирикон. Эта была постановка Юрия Бутусова по одноименной исторической хронике У. Шекспира. Но там блистал неподражаемый худрук Сатирикона, Константин Райкин, в роли английского правителя Ричарда III. А вот Максим, хоть и играл сразу три роли (братьев Ричарда III, Эдварда IV и герцога Кларенса, и их мать), но явно мерк на фоне игры мэтра. В целом спектакль мне понравился, но он явно не раскрыл для меня талант Аверина. Зато я убедилась в том, что Константин Райкин - прекрасный и яркий актер. И значит, сходили мы не зря, тем более, что успели буквально на последний спектакль. После этого вечера его сняли с репертуара, так как Райкин считает, что чуть ли не каждые 4-5 лет нужно менять и «освежать» афишу театра.

Но чтобы уж точно посмотреть на Максима Аверина во всей красе я решила пойти на моноспектакль «Все начинается с любви». Первый раз посмотрела его в любимом Московском Театре Юного Зрителя. Но с тех пор сама программа и репертуар постоянно меняются, что-то Максим убирает, что-то добавляет (первая редакция моноспектакля, к примеру, вообще называлась «Искренне и без купюр»).

Фото: Мариша Галишникова


Как правило, на сцене установлен экран, стоит столик с подсвечником, телефоном, проигрывателем пластинок, лежат белые розы, стоит графин с водой, рядом – кресло, а  с недавних пор есть ещё  и синтезатор (для чего, я расскажу чуть позже).

Начинается все с того, что включается экран, и мы видим нарезку из фильмов и сериалов с участием Максима (причем включая самую первую маленькую роль танцующего мальчика  в фильме «Похождения графа Невзорова», где ему всего 7 лет). Потом выходит и сам герой вечера в костюме и непринужденно начинает рассказывать нам о себе, о родителях, об их знакомстве, о детстве, о первых успехах. Все это получается у него очень легко и интересно, без лишних подробностей, но живо. И постепенно подводит Максим нас к теме вечера: «Сегодняшний темп жизни заставляет нас торопиться, успеть везде и как можно больше, и мы порой забываем в этом сумасшедшем ритме о том, что нам дорого - что мы нуждаемся в тепле, любви и взаимопонимании, берём, но не успеваем отдавать... Об этом я говорю в своем спектакле, который называю «спектаклем-откровением». Откровение – потому что в нем звучат стихи, избранные театральные монологи, песни, которые на сегодняшний день определяют меня как человека. Мне уже есть что сказать, и я очень рад, что это находит отклик в ваших сердцах!» (цитата с официального сайта Максима Аверина www.maximaverin.ru).

Если говорить о жанре, то я по моим представлениям, это действо, в отличие от ранее описанного мною «Хулигана» Сергея Безрукова, ближе все-таки к творческому музыкально-поэтическому вечеру, нежели к спектаклю. Я вообще заметила, что такого рода мероприятия становятся вновь востребованными.

Думаю, что многие помнят из книг и фильмов, что литературные и музыкальные кружки и салоны были популярны в России ещё с 19 века, постепенно нарастала популярность авторских чтений. Публике было интересно послушать не просто произведение, а именно произведение в исполнении непосредственного автора.

Новой волной популярности поэтические и музыкальные вечера всколыхнулись уже в Серебряном веке. У многих, наверное, осталось в памяти знаменитое название поэтического кафе «Стойло Пегаса», где бурно спорили и выступали футуристы, акмеисты и др. (в том числе, Есенин и Маяковский).

А во времена молодости наших родителей (1960-70-е годы) самыми популярными были поэтические чтения в Политехническом музее (Политех). На его сцене выступали Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава! А как все «запоем» слушали пластинки Владимира Высоцкого!
Потом был спад, огромная пропасть, и мы забыли, что стихи и песни можно слушать со сцены, что есть величайшие произведения, забывать которые просто преступно! Да, классиков, да и многих поэтов-шестидесятников уже нет с нами, но их бессмертные строки должны звучать, молодежь должна их помнить, любить, цитировать!

И я безумно рада, что сейчас возрождают моду на поэзию, на бардовскую песню в высоком смысле этого слова! Так, к примеру, в Переделкино, на даче Булата Окуджавы, ежегодно проводятся вечера памяти поэта-песенника, где известные певцы и актеры исполняют его «шлягеры» по-своему, но всегда с душой. Туда приезжает молодежь и подпевает! Буквально недавно, 9 декабря, с аншлагом прошел в Крокус Сити Холле творческий вечер прекрасного поэта, ставшего уже классиком, Андрея Дементьева. Пользуются сейчас популярностью поэтические вечера поэтессы Ларисы Рубальской.

Ну и, конечно, нельзя не отметить, что огромный вклад в возрождение любви к поэтическому слову вносят наши популярные актеры. Так, Сергей Безруков ввел в репертуар своего театра творческий вечер «И жизнь, и театр, и кино», где вспоминает стихи Пушкина, Есенина, поет под гитару Высоцкого, читает отрывки театральных монологов, общается с залом. Константин Райкин поставил в Сатириконе моноконцерт «Своим голосом», где рассказывает о себе и читает любимых авторов: Пушкина, Мандельштама, Рубцова, Давида Самойлова, Заболоцкого, даже Лопе Де Веги (туда, кстати, почти нереально достать билеты или остаются сразу только очень дорогие!). Недавно в Театре Ермоловой состоялась премьера постановки «Из пустоты… (Восемь поэтов)», где в исполнении Олега Меньшикова, Владимира Андреева и других актеров звучит поэзия и проза Серебряного Века, причем именно русского зарубежья (Набоков, Цветаева, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин, Саша Черный и др.). А неоднократно упомянутый мною в отзывах Дмитрий Бозин (актер Театра Виктюка) сделал вообще уже несколько музыкально-поэтических и литературных мероприятий: моноспектакль «Черепаха», где чередуются стихи Бродского, Цветаевой, Мандельштама и самого Бозина; программу «Автор категорически не утверждает» по рассказа Зощенко и вечер «Невыносимая любовь к людям», где добавились джазовые композиции, стихи Гарсии Лорка и многое другое.

Фото: Мариша Галишникова

И конечно же, важной вехой стала именно программа того актера, с которого я и начала отзыв, то есть, Максима Аверина. Ведь его популярность после сериала «Глухарь» просто зашкаливала. Потом вышел не менее популярный «Склифосовский». И тут выяснилось, что актер этот не просто «свой в доску» участковый или врач-ловелас, а человек с тонким чувством самоиронии, знающий и чувствующий классическую поэзию, прозу, любящий хорошую музыку и готовый на разговор со зрителями, но зрителями понимающими и способными думать.

Да, для меня это не спектакль, а именно музыкально-поэтический вечер, так как единой сюжетной линии нет.  Но есть концепция. Да, все произведения объединяет тема любви. Но что, скажите мне, написано не о любви?! Просто любовь, она такая разная и в то же время такая одинаковая во все времена, что как нельзя лучше можно показать именно  на произведениях разных лет и разных авторов. Вы услышите Маяковского, Пастернака, Рождественского, Давида  Самойлова, песни Вертинского и Высоцкого и многое другое. Я вот обожаю в его исполнении стихотворение Кочеткова «С любимыми не расставайтесь!». Хоть мы и привыкли, что в фильме «Ирония судьбы» его читают Андрей Мягков и Валентина Талызина. Но здесь, когда на сцене гаснут рампы, остается лишь небольшой кружок света, куда спиной уходит от нас Максим, грустно произнося строки произведения, невозможно остаться равнодушным!

Есть там и  щемящий душу дуэт Максима Аверина и Людмилы Гурченко, посвященный памяти великой актрисы. Максим берет в руку телефонную трубку, гудки, а на экране легендарная Гурченко (запись с одного из новогодних огоньков на НТВ) тоже с телефонной трубкой. И звучит песня «Вы говорите, не молчите…». И ощущение её присутствия, а на глазах актера неподдельные слезы…

А сейчас Максим включил в вечер «Все начинается с любви» ещё и выступление со своим  другом композитором-песенником Лорой Квинт. Она выходит, как правило, ближе к финалу, садится за синтезатор, и они поют несколько композиций из их совместного альбома «Многоточие». Мне, к примеру, безумно нравится песня с этого диска «Гранатовый браслет», которая является саундтреком к фильму по рассказам и повестям Куприна, где снимается Максим Аверин (по идее, скоро должен выйти в прокат).

Фото автора
В конце вечера присутствие роз на столе оправдывается, под песню «И улыбка, без сомненья…» актер проходит по залу и дарит зрительницам всех возрастов по розочке. Это очень мило и так приятно!

Вот так вот примерно движется ход событий на вечере «Все начинается с любви». Но, как я уже говорила, программа варьируется, четкого и постоянного сценария нет. И это хорошо, так как позволяет неоднократно посетить сие мероприятие, не опасаясь, что будет все предсказуемо и знакомо. Безусловно, основной пласт остается, но последовательность меняется, добавляются новые авторы, новые монологи, новые  истории из  актерской жизни, анекдоты.

И ещё Максим очень здорово общается со зрителями. Как-то мы с подругами были на его вечере в одном очень солидном месте (не буду называть даже!). Так вот там оказалась абсолютно беспардонная публика! На протяжении всего вечера звонили телефоны, люди громко приходили и уходили, снимали и фотографировали Аверина на гигантские планшеты по сто раз! Так он в долгу не оставался и постоянно комментировал все очень едкими и саркастическими фразами! Но как же нам было стыдно за окружающих и неудобно перед артистом, который так выкладывается, а получает вот ЭТО! Но и в конце Максим не выдал разочарования, до последнего оставаясь позитивным и доброжелательным! Поистине:

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.
                                        Есенин  С. А.

Будет желание и время, сходите на вечер «Все начинается с любви», но забудьте там хоть на пару часов о гаджетах и телефонах, окунувшись в мир поэзии и музыки!
Оля-ля.


Комментариев нет:

Отправить комментарий