суббота, 25 января 2014 г.

"Монте-Кристо"

Фото автора
Ещё относительно недавно понятие «мюзикл» ассоциировалось у большинства из нас с Бродвеем, где этот жанр, собственно, и зародился. В переводе с английского это «музыкальная комедия» или «музыкальная пьеса». И  в 20-е годы 20 века действительно считалось, что сюжет не столь важен, достаточно легкой и простой истории и зрелищной постановки («Моя прекрасная леди», к примеру). Но вот с 70-х годов это узкое понимание мюзикла совершенно изменилось благодаря знаменитому на весь мир композитору Эндрю Ллойду Уэбберу. Его «Иисус Христос суперзвезда», «Кошки», «Призрак Оперы» раздвинули рамки жанра, доказав, что музыкой и танцами можно рассказать и о самых серьезных темах, о глубоких чувствах. Потом популярность приобрели уже и французские мюзиклы, начиная с «Отверженных» (1980), затем - ошеломительный успех «Нотр Дам Де Пари» (1998) и «Ромео и Джульетты» (2000).

С мюзиклами в России история непростая. В принципе, многие говорят, что музыкальные комедии Александрова «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» смело можно отнести к первым советским мюзиклам. Это вопрос спорный, я не музыковед и судить не буду. Но вот в 1980-е годы театр Ленком поставил две легендарные уже рок-оперы «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты» и  «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.  Вот эти спектакли с прекрасной музыкой и душевными текстами песен смело можно отнести к первооткрывателям мюзиклов в России.
С 1990 года в России стали выпускать зарубежные мюзиклы по лицензиям. В Театре Моссовета с 1990 года по сей день идет «Иисус Христос суперзвезда». И так в  Театре оперетты появился русский вариант польского мюзикла «Метро», открывший нам прекрасные голоса Теоны Дольниковой, Антона Макарского и многих других. Он с успехом шел долгое время, после чего продюсер Катерина фон Гечмен-Вальдек перенесла на московскую сцену того же Театра оперетты прекрасную (на мой вкус) версию легендарного «Нотр Дам Де Пари» («Собор Парижской Богоматери»). Я смотрела этот мюзикл огромное количество раз со всеми составами. До сих пор помню все русские тексты, часто слушаю их и жалею, что этот мюзикл не возвращают на сцену. Потом была русская версия «Ромео и Джульетты» с Николаем Цискаридзе в образе Смерти. Но эта русская версия меня не так «зацепила».

А вот в 2001 году появился первый именно русский мюзикл «Норд Ост» по произведению Каверина «Два капитана», где пела тогда ещё начинающая актриса Екатерина Гусева. Он пользовался огромным успехом, но история его закончилась трагическим терактом в театральном центре на Дубровке, где этот мюзикл шел. После этого чисто русских мюзиклов не было очень долго. Был ещё неудачный опыт певца Филиппа Киркорова поставить в Театре Эстрады мюзикл «Чикаго» с Лолитой, Анастасией Стоцкой и самим Киркоровым в ролях. Но проект быстро прогорел. Зато компания «Стэйдж Энтертеймент» активно стала привозить нам зарубежные мюзиклы-легенды: «Кошки», «Красавица и Чудовище», «Звуки музыки», «Мамма миа». Они шли сезонами на сцене МДМ.

Сейчас мюзиклы в Москве очень популярны. Только от «Стэйдж Энтертеймент» в Москве идет два мюзикла «Чикаго» (на сцене МДМ с Ларисой Долиной и Анастасией Макеевой) и «Русалочка» (на сцене бывшего кинотеатра «Пушкинский», ныне Театра «Россия»). А также в Филях Михаил Швыдкой и Ко открыли целый Театр мюзикла, где ставят именно русские самобытные постановки: «Алые паруса», «Времена не выбирают» (Михаил Шифрин, Валерия Ланская, Теона Дольникова), «Растратчики» (Максим Леонидов и Алексей Кортнев).
А мюзикл, который я обозначила в заглавии - «Граф Монте-Кристо», появился в Театре Оперетты ещё в 2008 году. Всего с 2008 по 2012 год было сыграно 500 спектаклей! (4 сезона). Но в 2012 году ему на смену пришел тоже русский мюзикл «Граф Орлов», рассказывающий о времени правления Екатерины II, о ее фаворите графе Орлове и княжне Таракановой.  И мюзикл «Монте-Кристо» исчез с афиш.



Но вот в январе 2014 года продюсеры решили вернуть постановку на сцену по многочисленным просьбам поклонников и в честь 5-летия спектакля. Актеры сыграют 25 спектаклей в течение 5 месяцев. «Монте-Кристо» будет идти в Театре Оперетты поочередно с «Графом Орловым». Поэтому, если вы ещё не видели этот мюзикл, то есть шанс посмотреть!


Сюжет мюзикла, как нам всем ясно из названия, основан на романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Сам Дюма же, в свое время, идею для нового произведения нашел в архивах парижской полиции, в интригующей истории Франсуа Пико, оклеветанного друзьями. Но, безусловно, писатель историю дополнил, что-то изменил, а произведение получилось бессмертным и великим. У меня лично при словах об экранизации романа в памяти сразу всплывает прекрасный французский фильм с Жаном Маре. Классическая и очень душевная получилась картина. И мне было сложно представить, что роман можно переложить на музыку. Но оказалось, что можно.

Авторами идеи стали Юрий Ким (он же автор либретто и стихов «Нотр Дам Де Пари» и «Графа Орлова») и композитор Роман Игнатьев (он же автор музыки к «Графу Орлову»). Актерский состав - звезды русских версий мюзиклов, прославившиеся в московской театрально-музыкальной среде ещё со времен «Нотр Дам Де Пари». В главной роли, роли Эдмона Дантеса два актера: Владимир Дыбский (ранее прекрасно играл в «Нотр Дам Де Пари» роль Гренгуара) и Игорь Балалаев (священник Фролло в том же «Нотр Дам Де Пари»). В роли возлюбленной Дантеса, Мерседес, тоже две актрисы: Валерия Ланская и Аглая Шиловская. Заняты также Александр Маракулин, Александр Голубев (в разных составах священник Фролло в том же «Нотр Дам Де Пари»), Александр Постоленко (ещё один Гренгуар), Глеб Матвейчук (исполнитель главной роли в мюзикле «Иисус Христос суперзвезда»), Лика Рулла (играет в «Чикаго» и «Графе Орлове»).

Постановка получилась, безусловно, красочной и явно недешевой.  Сюжет очень близок к сюжету книги. В принципе, если роман не читали, то все равно все будет понятно. Я смотрела первый раз «Монте-Кристо» ещё в далеком 2008 году, но тогда в душе ещё было слишком свежо впечатление от «Нотр Дам Де Пари», поэтому новый мюзикл меня не поразил. И вот благодаря подруге я снова увидела возрожденную постановку буквально вчера.

И что же? Снова чувство, что чего-то не хватает! Да, и «Граф Орлов», и «Монте-Кристо» хорошо сделаны, сложные декорации, оригинальный сюжет, красивые костюмы, любимые актеры. Но я, видимо, фанат мюзикла «Нотр Дам Де Пари», и никакая постановка не перебьет тот восторг, который я чувствую, слушая версии этого шедевра, причем на любом языке! Буквально все композиции просто переворачивают душу с первых же нот!

А вот в «Монте-Кристо» музыка хорошая, интересная, приятная, но вот нет цепляющей меня песни (хотя «Belle» , наверное, не переплюнуть просто), чтоб захотелось слушать и слушать «ещё раз, да ещё много-много раз»! Хита не хватает, на мой взгляд! Хотя вот песни «Кто ты» (Мерседес на балу узнает Дантеса спустя 20 лет) и «Молчи душа моя» (граф Монте-Кристо вспоминает свои былые чувства к Мерседес) мне, в принципе, понравились. И ещё понравилась песня Гайде, в которой она обличает Фернана, так как она в оригинальном восточном стиле с элементами рока. Но это просто потому, что только вчера я их услышала, а вот вспомню ли я их позже? Сомневаюсь.

Первое отделение слегка затянуто, на мой, конечно, взгляд.  Очень растянута первая песня «Бал-маскарад у Монте-Кристо», хотя балет работает потрясающе синхронно и талантливо. Но как-то хочется уже смены картинки! И сцена встречи Мерседес и Эдмона как-то излишне приторно-романтичная, с такой же приторно-романтичной песенкой.

Вчера вот роль Дантеса играл Игорь Балалаев, а первый раз я смотрела с Владимиром Дыбским. И вот со  священником Фролло Игорь Балалаев у меня ассоциируется, а вот с графом Монте-Кристо как-то слабовато, особенно с героем Дюма в молодые годы. Во втором акте он как-то уже органичнее смотрится, когда уже якобы прошло 20 лет. Но все равно Владимир Дыбский, помню, понравился мне больше. Роль Мерседес выпала вчера Валерии Ланской. Поет она, конечно, отлично, с учетом того, что она не профессиональная певица, а драматическая актриса! Но это не мешает ей все чаще петь в разных столичных мюзиклах.

Про других исполнителей могу сказать одно: меня не покидало ощущение, что мне их как-то немного жаль из-за того, что по сравнению с  яркими ролями и музыкальными партиями в «Нотр Дам Де Пари», сейчас им не хватает размаха. У них прекрасные голоса, они пели бы ещё и ещё, да вот песен-то совсем мало им дали… но что же делать. Актеры - народ подневольный.


Фото автора

В целом мюзикл достоин, конечно, внимания, так как он русский и самобытный, красочный и яркий, с приятной музыкой и хорошими голосами. Думаю, что вы не пожалеете, если сходите.

Оля-ля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий