понедельник, 4 ноября 2013 г.

Легендарные «Служанки»!

Дмитрий Бозин, Алексей Нестеренко, Александр Солдаткин, Иван Никульча
Фото: Светлана Александрова
Слева направо: Дмитрий Бозин, Алексей Нестеренко, Александр Солдаткин, Иван Никульча


Постановка, которая «взорвала» мое сознание в 2009 году, когда я впервые попала в Театр Романа Виктюка.

Спектакль был поставлен в далеком 1988 году по одноименной французской пьесе Жана Жене.
Он выдержал три редакции, в первой из которых играл ещё молодой Константин Райкин. Нынешняя же редакция по пластике и музыкальному оформлению отличается, особенно от первой, которую я смотрела только в записи. Но для меня самой яркой и потрясающей стала именно эта версия (идет с 2006 года). Впечатлениями о ней я и хочу поделиться. 

Скажу честно, смотрела эту постановку я не раз и даже не десять, а намного больше! А кто-то, я это точно знаю, не выдерживает даже один раз досмотреть «Служанок» до конца! Особенно любят сбегать с этого спектакля немолодые мужчины, а за ними  грустно семенят бедные жены, которые, наверняка, хотели бы досмотреть, да мужья не дают! Но у меня такой проблемы не было. Я предусмотрительно хожу на «Служанок» с мамой и подругами. И поэтому ничто и никто не мешает мне  получать удовольствие.

Итак, немного о самом спектакле. «Я считаю, что в «Служанках» играть должны мужчины. Именно мужчины!» - говорил сам автор Жан Жене. Эти слова звучат в самом начале спектакля. И они как нельзя лучше подходят Роману Виктюку, отвечая его задумкам.

Действительно, в постановке занято всего 4 актера, все они - мужчины, причем  симпатичные (на мой взгляд, конечно). Трое из них играют женщин - двух служанок (Клер и Соланж) и их госпожу (Мадам). И только одному досталась мужская роль - любовника Мадам и предмета зависти её служанок (Месье). Начинается спектакль с того, что эти четверо мужчин танцуют под песни великой Далиды, причем в юбках. Зал в шоке. Многие думают, что слов так и не будет. Но вот танцы завершены. Гаснет свет и в полумраке начинается действие.
Фото: Лариса Линникова

Пересказать содержание спектакля трудно, да и нет, наверное, в этом особого смысла. Так как творчество Жана Жене относят, как правило, к театру абсурда. Действия не поддаются бытовой логике, а наоборот подчеркивают иллюзорность и абсурдность отношений. Скажу лишь пару общих слов.
В доме Мадам живут и работают две служанки— сёстры Клер и Соланж Лемерсье. Они тайно завидуют своей хозяйке, её богатству и тому, что у неё есть прекрасный любовник. Служанки по ночам одеваются в платья Мадам, пользуются её косметикой, крадут её жесты. Это их единственная радость. Не зная, что ещё предпринять и как отомстить своей госпоже за её прекрасную жизнь, они тайно доносят в полицию на Мсьё, ложно обвинив его в воровстве вещей из дома Мадам. В отсутствие хозяйки, которая ушла навестить своего любовника в тюрьме, служанки разыгрывают между собой сцены убийства ненавистной им Мадам, надеясь когда-то воплотить их в реальности! Шоком для них становится новость, что Мсьё временно выпущен на свободу. Служанки понимают, что им грозит скорое разоблачение. Они окончательно сходят с ума от страха и ненависти и  решают отравить хозяйку, добавив яд в липовый отвар. Но госпожа уходит на встречу с Месье, так и не отпив приготовленного питья. В отчаянии служанки снова погружаются в свои «жестокие игры», но в этот раз трагической развязки не избежать.

Но это просто содержание пьесы, которая, кстати, очень невелика по объему. А вот  как она поставлена Романом Виктюком, как всё стилистически сделано, как пластика актеров помогает им в развитии сюжета, как музыкально оформлена постановка - это надо видеть и чувствовать!
Прекрасный шлягер Даниэля Лавуа (звезды французского мюзикла «Notre dame de Paris») «Ils s'aiment» рефреном звучит в спектакле и сопровождает сюжетную линию Мадам. И ведь именно «Служанки» открыли нам эту песню! В этом спектакле вообще роль музыки просто определяющая! Прекрасные мелодии Далиды (особенно шедевральная «Je suis malade»), великолепные синхронные и плавные движения актеров в танцах, их пластика завораживают! Ты отрываешься от условностей сюжета, от временных рамок и с удовольствием наблюдаешь, как мужчины пытаются постигнуть нашу женскую сущность, окунуться в неё. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что это даже обида не только на госпожу, но и на всех женщин, которых мужчинам никогда не понять до конца. Хотя для кого-то это лишь банальное травести-шоу, пародия на женщин с криком «Роман Виктюк! Ох…еть!» в финале. Что ж, у каждого свое мнение.
Фото: Лариса Линникова
 Кстати, в одной из главных ролей, служанки Соланж, ведущий актер Театра Виктюка -  Дмитрий Бозин. Его умением двигаться и перевоплощаться, пластичностью и музыкальностью можно только восхищаться! Как он меняет голос: то говорит, как настоящая женщина, то почти поёт, то практически читает рэп, то говорит своим глубоким баритоном. Он бесподобен в любой роли, но именно в этом спектакле я увидела его впервые!       


                         
P.S. Cебя я не могу считать объективным зрителем, я, скорее, поклонник!

Думайте сами, решайте сами, смотреть или не смотреть,
                                                                             Ольга.       
                             

Поскольку однажды (летом 2013) мы были на этом спектакле вместе, то решили, что будет интересно сравнить наши впечатления: поклонника и человека, который видел постановку первый раз.

От Веры

Мне остается только представить вам свое мнение:)

К.С. Станиславский говорил, что «спектакль начинается с момента входа в здание театра». Именно благодаря «Служанкам» я поняла весь смысл этого выражения. В Театр Романа Виктюка я попала первый раз, поэтому еще до того, как прозвучал третий звонок, я с любопытством разглядывала публику. Поразил меня тот факт, что люди, пришедшие, как и я, сюда в первый раз, находятся в явном меньшинстве. Поклонники узнавали друг друга, обнимались, здоровались через весь просторный холл, сбивались в кружки и громко обсуждали прошлые спектакли. В основном, это были дамы среднего возраста, иногда в их обществе мелькали импозантные мужчины с огромными букетами цветов и яркими шейными платками. Я также не без труда заметила несколько пар, они прижимались к стенам и стояли все больше молча, с застывшим выражением удивления на лицах. Именно они впоследствии спешно покидали зал в разгар действия.


Фото: Елена Пенкина

Я не могу сказать, что была совсем неподготовленным зрителем. Про Романа Виктюка я слышала. И у меня заранее сложилось впечатление, что ломка всех общепринятых стереотипов уже сама стала своего рода стереотипом для этого режиссера. Я ждала, что «Служанки» не дадут и минуты покоя моему мозгу, сметая все театральные шаблоны, существующие в моем сознании. Я ждала, но оказалась не готова! Потому что за первые полчаса спектакля на меня обрушился такой поток ощущений, что голова пошла кругом: свет, цвет, мужчины с голым торсом, но при этом с нарисованными на лицах масками, танцы, музыка, достающая до самых глубоких уголков подсознания, а само действие при этом еще даже не началось!

И тут, казалось бы, блаженство - танец остановлен, нервные клетки перестали отплясывать канкан вместе с актерами, и сейчас будет озвучена первая реплика. «Перчатки, эти вечные перчатки», - произносит один из актеров бархатистым обволакивающим голосом. И все, в этот момент мозг дает сигнал: «Бежать, спасаться, пока не поздно! Я не в состоянии понять, что здесь происходит!». Но меня учили уважать чужой труд, поэтому я остаюсь сидеть в кресле, приготовившись медленно, без антракта, «умирать» от полной бессмысленности для меня происходящего на сцене.

Виктюк вознаграждает трудолюбивого зрителя, поскольку интеллектуальная работа тут требуется нешуточная (только если вы не пришли просто посмотреть на красивых мужчин, исполняющих на сцене откровенные танцы). Когда вы переживете первый час спектакля, то чудесным образом все, что происходит на сцене и происходило до этого, приобретет смысл. И он будет именно таким, каким его до этого очень хорошо выше описала Ольга, я не буду повторяться, лучше сказать у меня вряд ли получится!

Фото: Валерия Савина
Я вышла из зала с воодушевлением от того, что я справилась, поняла замысел, увидела несколько пластов повествования.
Первый просмотр этого спектакля, я уверена, невозможно повторить. Эти ощущения доступны только неподготовленным зрителям, а жаль, мозг приходит в такой тонус, что кажется, первый раз он заработал на все 100%.

Тем не менее, интересно сходить на другие спектакли Театра Виктюка, а может быть, даже повторно на «Служанок», я думаю, что имея почву под ногами и не впадая в ступор в начале, сознание ухватит новые смыслы и новые важные детали. Кроме того, сами актеры говорят, что каждый раз стараются раскрыть новую грань характера своего персонажа. В тот вечер, когда я была на «Служанках», Дмитрий Бозин сказал после спектакля, что «его девочке сегодня так хотелось любить». Интересно, чего еще может захотеть «его девочка» и как это отразится на происходящем на сцене.

P.S. Я не поклонник, а скорее случайный зритель, и могу сказать, что быть здесь случайным зрителем трудно, но, в конечном счете, очень увлекательно!

Всем интересных спектаклей, фильмов и книг,

Вера. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий